Кравченко Алина
Диагностика развития уровня воображения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предоставляется комплекс диагностических методик, позволяющих наиболее эффективно выявить уровень развития воображения у старших дошкольников.
Р. С. Немов «Придумай рассказ»
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
Публикация «Диагностика развития уровня воображения у старших дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1) скорость придумывания рассказа;
2) необычность, оригинальность сюжета;
3) разнообразие образов, используемых в рассказе;
4) проработанность и детализация этих образов;
5) эмоциональность образов.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.
Оценка результатов:
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;
1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;
0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета оценивается:
2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;
1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;
0 баллов — если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.
Разнообразие образов оценивается:
2 баллами — если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи, события);
1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа;
0 баллов — если в рассказе говорится только об одном персонаже.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:
2 баллами — если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;
1 баллом — если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;
0 баллов — если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются.
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:
2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;
1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены, и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;
0 баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
2-3 балла – низкий;
0-1 балл – очень низкий.
О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений.
Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.