Папки-передвижки

Диагностика психологической готовности к школе

Ольга Каминская
Диагностика психологической готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

1. Мотивационная готовность

Методика «Беседа о школе» (Нежновой)

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Варианты ответов и их оценка:

Публикация «Диагностика психологической готовности к школе» размещена в разделах

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла.

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл.

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.

Вопросы беседы Варианты ответов Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу? А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу 2

1

0

2. Почему ты хочешь идти в школу? А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д.

Б – интерес к внешним школьным атрибутам : новая форма, книги, портфель и т. д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала. 2

1

0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят? А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т. д

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей В – занятия, не относящиеся к школе 2

1

0

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе

нравится или не

нравится больше всего? (предварительно у

ребенка спрашивают, был ли он в школе) А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В - уроки художественно- физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе. 2

1

0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д.

Б – дошкольные занятия : рисование, конструирование.

В – занятия, не имеющие отношения к школе : игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными. 2

1

0

Интерпретация результатов:

- результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

- 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция

школьника не сформирована).

2. Интеллектуально-познавательная готовность

Методика «10 слов» (автор Лурия А. Р.)

Обследуется слухоречевое запоминание.

Цель.

Используется для изучения состояния памяти, выявления органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, устойчивости внимания.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Ребё нку называют десять односложных и двусложных слов: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Слова простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Задание даётся в несколько этапов. Взрослый обращается к ребё нку: «Сейчас я прочту десять слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь»

Опыт повторяют 3, 4, 5 раз, до тех пор, пока ребёнок не назовёт все слова.

Проверка памяти должна проводиться в тишине.

Оценка результатов.

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в каждом повторе. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». По вертикали откладывается число воспроизведённых слов, по горизонтали – номера предъявлений 10 слов.

В норме кривая запоминания идёт вверх. Дети-дошкольники могут так и не повторить всех десяти слов. Восемь-девять слов – также норма.

Если попросить ребёнка повторить слова через час, то результаты воспроизведения будут свидетельствовать об объёме долговременной памяти.

дом лес кот игла брат ночь мост окно конь стол итого

1

2

3

4

5

6

Итоговый уровень___

Устойчивость внимания___

Методика «Зрительная произвольная память»

Обследуется зрительная память

Цель: определение объема зрительного произвольного запоминания.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребёнку перечислить предметы, которые он запомнил.

мяч дом лошадка вишня птичка кукла пальто флажок итого

Итоговый уровень___

Методика «Что хотел нарисовать художник?»

Обследуется зрительное восприятие

Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо) : верхний ряд — ведро, лампочка, клещи; нижний ряд — чайник, сабля (меч, английская булавка. При этом учитывается вероятностный характер узнавания.

Анализируемые показатели:

- сохранность зрительного образа объекта;

- возможность образного «дорисовывания» изображения;

- характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения не дорисована;

- наличие фрагментарности восприятия;

- анализ ошибок узнавания с точки зрения проекции.

картинка ведро лампочка щипцы чайник нож булавка

ответ ребёнка

балл

Всего баллов

Итоговый уровень___

Методика «Четвёртый лишний» (невербальный вариант)

Обследуется словесно-логическое мышление

Цель: определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Процедура проведения методики: ребенку предлагаются картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».

Анализ результатов:

10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин; 6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;

4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин; 2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;

0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

— очень высокий — 10 баллов;

— высокий — 8—9 баллов;

— средний — 4—7 баллов;

— низкий — 2—3 балла;

— очень низкий — 0—1 балл.

Мебель Транспорт Одежда Птицы

лишний предмет

обобщающееслово

Итоговый уровень: ___

Методика «Четвёртый лишний» (вербальный вариант)

Обследуется словесно-логическое мышление

Цель: определение способности к обобщению понятий; умения вычленять существенные и несущественные признаки.

Анализируемые показатели:

— характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т. п.);

— доступность выполнения задания;

— характер ошибок при выделении признаков;

— характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций;

— объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.

1. Яблоко, морковь, капуста, перец:___

2. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки:___

3. Ручка, бумага, карандаш, фломастер:___

4. Термометр, врач, учитель, медсестра___

Итоговый уровень___

Методика «Простые аналогии»

Обследуется сформированность словесно-логического мышления

Задание позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии, выстраивать причинно-следственные связи.

Анализируемые показатели:

- возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;

- доступность выполнения заданий по аналогии;

- стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями;

- оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со стороны взрослого.

Тренировочные задания: пчела – мёд, а корова - (молоко); камень – тяжёлый, а перышко - …. лёгкое

- ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА —… (цветок)

- МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — (лес)

- ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — (температура)

- СТОЛ - СКАТЕРТЬ, а ПОЛ - ….(ковёр)

- СОЛНЦЕ – ЛУЧИ, а ДОЖДЬ - ….(капли)

Итоговый уровень___

Методика «Последовательность событий»

Обследуется умение устанавливать причинно-следственные связи

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Анализируемые показатели:

- доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;

- особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании и т. п.);

- стратегия зрительного восприятия;

- общая стратегия деятельности;

- объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.

Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.

Задания Характер выполнения задания ребёнком

Выкладывание

последовательности

Составление рассказа

Итоговый уровень___

Количественные представления и счёт. Ориентировка в числовом ряду.

Обследуется умение ребёнка ориентироваться ряду натуральных чисел, выполнять счётные операции в пределе 10-ти.

А) Числовой ряд

Задание Прямой

счёт

(от3 до 8) Обратный

счёт

(от 7 до 2) Перед

числом

6

После

числа

4 Соседи

числа

7

Между числами

3 и 5 Больше/

меньше

6 или 7

Выполнение

ребёнком

Б) Решение примеров и задач:

1) 4+2= 2+3= 5+2= 8-2= 5-3= 5-5=

2) У двух девочек было 4 конфеты. Они их поделили поровну между собой. Сколько конфет досталось каждой девочке? ___

В норке жили 9 мышек. 4 из них любили печенье, а остальные сыр. Сколько мышек любили печенье? ___

Итоговый уровень___

3. Эмоционально-волевая готовность

Обследуется сформированность волевых усилий, умение управлять своим поведением.

КРИТЕРИИ

СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ

(ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ) ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ИНСТРУМЕНТЫ)

Способность

к эмоциональной

регуляции и наличие

эмоциональной устойчивости различать эмоции;

управлять своими эмоциями и

поведением (контроль

импульсивности) «Азбука настроений»

Н. И. Белопольская

«Цветовой тест эмоциональных

состояний»

«Кактус» М. А. Панфилова

«Вежливость»

в обработке Н. А. Цыркуна

«Да и нет»

Л. Красильникова

«Паровозик»

Произвольность психических

процессов управлять умственной

деятельностью; регулировать

внимание (концентрация,

устойчивость,

переключаемость) «Учебная деятельность»

Л. И. Цеханская

Способность к самоорганизации поставить цель;

принять решение;

наметить план действий;

исполнить намеченный план «Нерешаемая задача»

Т. И. Шульга

и Н. И. Александрова

«Контролер или исполнитель»

Методика изучения волевой

активности (Н. А. Цыркуна)

Критерий

сформированности Способность

к эмоциональной регуляции

и наличие

эмоциональной устойчивости Произвольность

психических процессов

(управление умственной деятельностью) Способность

к самоорганизации

Уровень

(высокий, средний, низкий)

Итоговый уровень___

4. Коммуникативная готовность

Оценивается сформированность готовности у ребёнка к взаимодействию, общению и передаче информации.

АНКЕТА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Диагностическая анкета разработана на определение УРКС (уровня развития коммуникативных способностей ребенка). Заполняется на основании наблюдения за деятельностью ребенка во время пребывания в ДОУ. Заполняется воспитателем или педагогом-психологом.

АНКЕТА:

1. Понимает инструкцию во время взаимодействия со взрослым.

А) понимает часто;

Б) понимает не всегда;

В) понимать затрудняется.

2. Во время занятий ребенок:

А) предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей; Б) предпочитает следовать пожеланиям других детей;

В) не учитывает мнение и действия сверстников.

3. Ребенок умеет обосновывать свое мнение:

А) часто;

Б) иногда;

В) никогда.

4. Умеет распознавать положительные и отрицательные поступки сверстников:

А) умеет;

Б) мало активен, распознает не всегда;

В) не распознает.

5. Ребенок в игре учитывает свои интересы и интересы сверстников:

А) часто;

Б) иногда;

В) никогда.

6. В конфликтной ситуации ребенок:

А) конструктивно разрешает конфликт (учитывая интересы всех участников);

Б) обращается за помощью к взрослому (педагогу);

В) деструктивно разрешает конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет и т. п.)

7. Ребенок предпочитает играть:

А) в большой группе детей (трех и более);

Б) в малой группе (два человека);

В) один.

8. Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослым, четко заявляя о своей потребности:

А) всегда;

Б) часто;

В) иногда.

9. При взаимодействии с детьми (взрослыми) ребенок:

А) обычно применяет правила культурного поведения;

Б) не всегда следует правилам культурного поведения, хотя знает их;

В) редко следует правилам поведения (знает только некоторые из них).

10. Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет

правила, распределяет роли, задает вопросы) :

А) почти всегда;

Б) иногда;

В) редко.

11. При общении с детьми ребенок:

А) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям;

Б) к некоторым из них;

В) редко проявляет сочувствие.

12. Понимает ли ребенок состояния сверстников (эмоциональное) :

А) понимает всегда/ часто;

Б) понимает иногда;

В) не понимает.

Обработка результатов:

Высокий уровень развития УРКС – ответов А от 9 до 12. Средний уровень УРКС – примерно 50% ответов А и Б. Низкий уровень УРКС – ответов В - большинство.

АНКЕТА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Номер

вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Выбор

ответа

Итоговый уровень___

Общее заключение по результатам диагностики :

___

___

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.

2. Психолог в дошкольном учреждении : Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 144с.

3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника : для занятий с детьми 5 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.

Публикации по теме:

Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша» Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»»Актуальность методической разработки основана на указе президента Российской Федерации В. В. Путина.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Фотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работеФотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работе Началось лето и мы педагоги совместно с медиками и другими специалистами ДОУ (физ. инструктор, муз. руководитель) задумываемся над многими.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Диагностика выполнения программы в малом бассейне Диагностика выполнения программы в малом бассейне Определение физической подготовленности учеников в воде в рамках программы по обучению.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика психологической готовности к школе
Опубликовано: 25 июня 2024 в 15:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика психологической готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каминская (УИ 1052937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД