Ольга Каминская
Диагностика психологической готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Мотивационная готовность
Методика «Беседа о школе» (Нежновой)
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Варианты ответов и их оценка:
Публикация «Диагностика психологической готовности к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла.
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл.
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.
Вопросы беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу? А – очень хочу
Б – так себе, не знаю
В – не хочу 2
1
0
2. Почему ты хочешь идти в школу? А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д.
Б – интерес к внешним школьным атрибутам : новая форма, книги, портфель и т. д.
В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала. 2
1
0
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят? А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т. д
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей В – занятия, не относящиеся к школе 2
1
0
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе
нравится или не
нравится больше всего? (предварительно у
ребенка спрашивают, был ли он в школе) А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка
Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса
В - уроки художественно- физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе. 2
1
0
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д.
Б – дошкольные занятия : рисование, конструирование.
В – занятия, не имеющие отношения к школе : игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными. 2
1
0
Интерпретация результатов:
- результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
- 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция
школьника не сформирована).
2. Интеллектуально-познавательная готовность
Методика «10 слов» (автор Лурия А. Р.)
Обследуется слухоречевое запоминание.
Цель.
Используется для изучения состояния памяти, выявления органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, устойчивости внимания.
Возраст.
Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.
Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).
Ребё нку называют десять односложных и двусложных слов: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Слова простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой смысловой связи.
Задание даётся в несколько этапов. Взрослый обращается к ребё нку: «Сейчас я прочту десять слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь»
Опыт повторяют 3, 4, 5 раз, до тех пор, пока ребёнок не назовёт все слова.
Проверка памяти должна проводиться в тишине.
Оценка результатов.
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в каждом повторе. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». По вертикали откладывается число воспроизведённых слов, по горизонтали – номера предъявлений 10 слов.
В норме кривая запоминания идёт вверх. Дети-дошкольники могут так и не повторить всех десяти слов. Восемь-девять слов – также норма.
Если попросить ребёнка повторить слова через час, то результаты воспроизведения будут свидетельствовать об объёме долговременной памяти.
дом лес кот игла брат ночь мост окно конь стол итого
1
2
3
4
5
6
Итоговый уровень___
Устойчивость внимания___
Методика «Зрительная произвольная память»
Обследуется зрительная память
Цель: определение объема зрительного произвольного запоминания.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребёнку перечислить предметы, которые он запомнил.
мяч дом лошадка вишня птичка кукла пальто флажок итого
Итоговый уровень___
Методика «Что хотел нарисовать художник?»
Обследуется зрительное восприятие
Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо) : верхний ряд — ведро, лампочка, клещи; нижний ряд — чайник, сабля (меч, английская булавка. При этом учитывается вероятностный характер узнавания.
Анализируемые показатели:
- сохранность зрительного образа объекта;
- возможность образного «дорисовывания» изображения;
- характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения не дорисована;
- наличие фрагментарности восприятия;
- анализ ошибок узнавания с точки зрения проекции.
картинка ведро лампочка щипцы чайник нож булавка
ответ ребёнка
балл
Всего баллов
Итоговый уровень___
Методика «Четвёртый лишний» (невербальный вариант)
Обследуется словесно-логическое мышление
Цель: определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.
Процедура проведения методики: ребенку предлагаются картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».
Анализ результатов:
10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин; 6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин; 2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0—1 балл.
Мебель Транспорт Одежда Птицы
лишний предмет
обобщающееслово
Итоговый уровень: ___
Методика «Четвёртый лишний» (вербальный вариант)
Обследуется словесно-логическое мышление
Цель: определение способности к обобщению понятий; умения вычленять существенные и несущественные признаки.
Анализируемые показатели:
— характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т. п.);
— доступность выполнения задания;
— характер ошибок при выделении признаков;
— характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций;
— объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
1. Яблоко, морковь, капуста, перец:___
2. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки:___
3. Ручка, бумага, карандаш, фломастер:___
4. Термометр, врач, учитель, медсестра___
Итоговый уровень___
Методика «Простые аналогии»
Обследуется сформированность словесно-логического мышления
Задание позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии, выстраивать причинно-следственные связи.
Анализируемые показатели:
- возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;
- доступность выполнения заданий по аналогии;
- стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями;
- оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со стороны взрослого.
Тренировочные задания: пчела – мёд, а корова - (молоко); камень – тяжёлый, а перышко - …. лёгкое
- ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА —… (цветок)
- МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — (лес)
- ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — (температура)
- СТОЛ - СКАТЕРТЬ, а ПОЛ - ….(ковёр)
- СОЛНЦЕ – ЛУЧИ, а ДОЖДЬ - ….(капли)
Итоговый уровень___
Методика «Последовательность событий»
Обследуется умение устанавливать причинно-следственные связи
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.
Анализируемые показатели:
- доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;
- особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании и т. п.);
- стратегия зрительного восприятия;
- общая стратегия деятельности;
- объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.
Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.
Задания Характер выполнения задания ребёнком
Выкладывание
последовательности
Составление рассказа
Итоговый уровень___
Количественные представления и счёт. Ориентировка в числовом ряду.
Обследуется умение ребёнка ориентироваться ряду натуральных чисел, выполнять счётные операции в пределе 10-ти.
А) Числовой ряд
Задание Прямой
счёт
(от3 до 8) Обратный
счёт
(от 7 до 2) Перед
числом
6
После
числа
4 Соседи
числа
7
Между числами
3 и 5 Больше/
меньше
6 или 7
Выполнение
ребёнком
Б) Решение примеров и задач:
1) 4+2= 2+3= 5+2= 8-2= 5-3= 5-5=
2) У двух девочек было 4 конфеты. Они их поделили поровну между собой. Сколько конфет досталось каждой девочке? ___
В норке жили 9 мышек. 4 из них любили печенье, а остальные сыр. Сколько мышек любили печенье? ___
Итоговый уровень___
3. Эмоционально-волевая готовность
Обследуется сформированность волевых усилий, умение управлять своим поведением.
КРИТЕРИИ
СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ
(ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ) ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ИНСТРУМЕНТЫ)
Способность
к эмоциональной
регуляции и наличие
эмоциональной устойчивости различать эмоции;
управлять своими эмоциями и
поведением (контроль
импульсивности) «Азбука настроений»
Н. И. Белопольская
«Цветовой тест эмоциональных
состояний»
«Кактус» М. А. Панфилова
«Вежливость»
в обработке Н. А. Цыркуна
«Да и нет»
Л. Красильникова
«Паровозик»
Произвольность психических
процессов управлять умственной
деятельностью; регулировать
внимание (концентрация,
устойчивость,
переключаемость) «Учебная деятельность»
Л. И. Цеханская
Способность к самоорганизации поставить цель;
принять решение;
наметить план действий;
исполнить намеченный план «Нерешаемая задача»
Т. И. Шульга
и Н. И. Александрова
«Контролер или исполнитель»
Методика изучения волевой
активности (Н. А. Цыркуна)
Критерий
сформированности Способность
к эмоциональной регуляции
и наличие
эмоциональной устойчивости Произвольность
психических процессов
(управление умственной деятельностью) Способность
к самоорганизации
Уровень
(высокий, средний, низкий)
Итоговый уровень___
4. Коммуникативная готовность
Оценивается сформированность готовности у ребёнка к взаимодействию, общению и передаче информации.
АНКЕТА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Диагностическая анкета разработана на определение УРКС (уровня развития коммуникативных способностей ребенка). Заполняется на основании наблюдения за деятельностью ребенка во время пребывания в ДОУ. Заполняется воспитателем или педагогом-психологом.
АНКЕТА:
1. Понимает инструкцию во время взаимодействия со взрослым.
А) понимает часто;
Б) понимает не всегда;
В) понимать затрудняется.
2. Во время занятий ребенок:
А) предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей; Б) предпочитает следовать пожеланиям других детей;
В) не учитывает мнение и действия сверстников.
3. Ребенок умеет обосновывать свое мнение:
А) часто;
Б) иногда;
В) никогда.
4. Умеет распознавать положительные и отрицательные поступки сверстников:
А) умеет;
Б) мало активен, распознает не всегда;
В) не распознает.
5. Ребенок в игре учитывает свои интересы и интересы сверстников:
А) часто;
Б) иногда;
В) никогда.
6. В конфликтной ситуации ребенок:
А) конструктивно разрешает конфликт (учитывая интересы всех участников);
Б) обращается за помощью к взрослому (педагогу);
В) деструктивно разрешает конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет и т. п.)
7. Ребенок предпочитает играть:
А) в большой группе детей (трех и более);
Б) в малой группе (два человека);
В) один.
8. Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослым, четко заявляя о своей потребности:
А) всегда;
Б) часто;
В) иногда.
9. При взаимодействии с детьми (взрослыми) ребенок:
А) обычно применяет правила культурного поведения;
Б) не всегда следует правилам культурного поведения, хотя знает их;
В) редко следует правилам поведения (знает только некоторые из них).
10. Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет
правила, распределяет роли, задает вопросы) :
А) почти всегда;
Б) иногда;
В) редко.
11. При общении с детьми ребенок:
А) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям;
Б) к некоторым из них;
В) редко проявляет сочувствие.
12. Понимает ли ребенок состояния сверстников (эмоциональное) :
А) понимает всегда/ часто;
Б) понимает иногда;
В) не понимает.
Обработка результатов:
Высокий уровень развития УРКС – ответов А от 9 до 12. Средний уровень УРКС – примерно 50% ответов А и Б. Низкий уровень УРКС – ответов В - большинство.
АНКЕТА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Номер
вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Выбор
ответа
Итоговый уровень___
Общее заключение по результатам диагностики :
___
___
Литература:
1. Семаго Н., Семаго М Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.
2. Психолог в дошкольном учреждении : Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 144с.
3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника : для занятий с детьми 5 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.