Ледовская Нина
Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Рассмотрим симптомы СЭВ.
Психофизические симптомы:
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (синдром хронической усталости);
Публикация «Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах
- Диагностика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
• Ощущение эмоционального и физического истощения;
• Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• Резкая потеря или резкое увеличение веса;
• Полная или частичная бессонница;
• Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» и «я не справлюсь»;
• Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получиться»).
Поведенческие симптомы:
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
• Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
• Руководитель затрудняется в принятии решений;
• Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности;
• Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Существует несколько групп факторов, приводящих с СЭВ. Выделим некоторые из них.
Социально-демографические:
• возраст
• пол
• семейное положение
• опыт работы
• образовательный и квалификационный уровень
• социальное происхождение
• этническая и расовая принадлежность
Личностные:
• склонность к интроверсии;
• низкая социальная активность и адаптированность;
• направленность интересов на внутренний мир;
• низкая или излишне высокая эмпатия;
• авторитарность;
• агрессивность;
• подозрительность;
• нонконформизм;
• высокая тревожность;
• стыдливость;
• импульсивность;
• эмоциональная неустойчивость.
Профессионально-организационные :
• рабочие перегрузки или отсутствие нагрузки;
• сверхурочная работа;
• ограниченность времени;
• эмоционально насыщенное деловое общение;
• дефицит времени;
• длительность рабочего дня;
• содержание труда.
Какие же из них наиболее характерны для педагогической деятельности и относятся к рискам образовательной среды:
• эмоциональная напряженность педагогического труда (высокая насыщенность рабочего дня общением, большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов, определенная зависимость от партнеров общения: конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия)
• репродуктивное обучение, монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда;
• авторитарная позиция педагога (безапелляционность, консерватизм, закрытость, оценочность суждений, поучающая манера речи, категоричность);
• кадровый состав педагогических коллективов (педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, почти исключительно связанную со словесными формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т. п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих воспитательниц, так и на половую самоидентификацию детей);
• работа в условиях постоянных перемен и нововведений;
• высокая ответственность за результат деятельности;
• высокий уровень социальных ожиданий окружающих.
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов
(автор О. Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Вопросы Очень часто Часто Иногда Редко Никогда
1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость
2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение
3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство
4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность
5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение
6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела
7. После работы дома я очень раздражительна
8. Я долго не могу заснуть,
из-за переживаний, связанных с работой
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу
10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:
«очень часто» – 4 балла;
«часто» – 3 балла;
«иногда» – 2 балла;
«редко» – 1 балл;
«никогда» – 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
Оценка результатов:
суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального выгорания;
суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального выгорания;
суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального выгорания.
Методика «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»
Цель: выявление коммуникабельных качеств личности педагога. Профилактическая – способность анализировать свои профессиональные качества и умение работать в коллективе.
Инструкция: посмотрите на композицию, составленную из четырех геометрических фигур и одной произвольной. Вы должны закрасить одну фигуру, часть фигуры или несколько таким образом, чтобы рисунок приобрел законченность.
Интерпретация
Каждая из представленных в тесте фигур является символом, который можно и нужно расшифровать. Остановимся на каждой фигуре в отдельности.
КРУГ — это ваша коммуникабельность, способность идти на компромисс, умение сглаживать острые углы. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО КРУГ, то вас можно назвать прекрасным исполнителем, идеальным подчиненным, вы умеете работать в любом коллективе и ладить практически со всеми людьми.
КВАДРАТ — это ваша твердость и принципиальность, умение настоять на своем, способность к принятию решений. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО КВАДРАТ, то это значит, что вы сможете довести до конца любое дело и выполнить самую трудную работу. Вы трудолюбивы и прилежны.
ОВАЛ — это гибкость вашего мышления, инициативность, умение улавливать новые тенденции и веяния, способность к анализу. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ТОЛЬКО ОВАЛ, то это говорит о вашем желании играть в коллективе лидирующую роль, вы просто не можете удовлетвориться ролью прилежного исполнителя, вам необходимо чувствовать себя впереди всех, и вы действительно стоите на шаг впереди своих коллег.
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ФИГУРА — это ваше творческое начало, бунтарство, стремление разрушить старое и создать новое. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО ЭТУ ФИГУРУ, то вас можно назвать бунтарем и выскочкой, вы будете работать в коллективе только в том случае, если ваш руководитель заслужит ваше искреннее восхищение и уважение. Вы не признаете общепринятые авторитеты, вы сами их устанавливаете.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ФИГУРА, ПРЯМОУГОЛЬНИК, — это коллектив, в который вы умещаетесь или нет. Если вы частично закрасили одну (две, три или все) фигуры таким образом, что ЗАКРАШЕННЫЕ ЧАСТИ ОКАЗАЛИСЬ В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ, а за его пределами фигуры остались не закрашенными, то это говорит о вашей исполнительности. Вы любите и умеете работать в коллективе, хотя при необходимости могли бы работать и самостоятельно.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВЕСЬ ПРЯМОУГОЛЬНИК, оставив не закрашенными только «наползающие» на него фигуры, то это говорит о том, что вы не способны проявить инициативу ни в чем, вы несамостоятельны, и коллективный труд для вас единственно приемлемый способ работы. Вы нуждаетесь в руководителе, как овца нуждается в пастухе. Вы по жизни ведомый.
«Домик для эльфа».
Цель данной методики узнать отношение педагогов к окружающему миру.
Итак - Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!
Ключ к тесту:
Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.
Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.
Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.
Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.
ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.
Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.
Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.
«Домик для эльфа».
Методика «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»
Упражнение «Мой список удовольствий»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается распределить их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Рекомендации
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
• резко встать и пройтись;
• быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
• измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
- Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
- Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
- Применяйте ежедневно в своей практике - аффирмации (позитивные утверждения) и не забывайте хвалить себя. Например, утром проснулись и сказали себе: - Все энергии моего тела приходят в равновесие. Восстанавливается гармония и равновесие. Я принимаю радость и замечаю лишь хорошее. А перед сном хвалим себя: - Я сегодня хорошо потрудилась, я молодец. Я люблю и одобряю себя.
Упражнение «Социальные роли»
(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)
Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.
Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.
Упражнение «Стаканчик»
Каждому участнику группы дается бумажный стаканчик и говорятся следующие слова: «Представьте себе, что этот стаканчик – сосуд для ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза).
В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание. В неожиданный момент сминается этот стаканчик. Далее ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им хотелось сделать и т. д. Предлагаю провести параллели переживания "ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС" предлагая ответить на следующие вопросы: когда возникают такие же чувства? Кто ими управляет? Куда они деваются потом?
Заключение: «То, что вы пережили сейчас, — это реальный стресс, это реальное напряжение. И то, как вы это пережили, это и есть ваша настоящая реакция на стресс, ваша реакция на проблемы, которые у вас возникают, в том числе и в общении с другими людьми».
Упражнение «Зато…»
Цель упражнения: введение в атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний.
По кругу продолжить фразы:
- Я устала, зато.
- Я небольшого роста, зато.
- Я иногда несдержанна, зато.
- Я ленива, зато.
- Я застенчива, зато.
Я криклива, зато.
- Я молчалива, зато.
- Я слишком уступчива, зато.
- Я не умею печь пироги, зато.
- Я проспала, зато.
- У меня нет домашнего телефона, зато.
- Я не люблю слушать классическую музыку, зато.
- Я слишком часто фантазирую, зато.
- Я не очень хорошо пою, зато.
- Я иногда, слишком много ворчу, зато.
- Я несколько легкомысленна, зато.
- Меня легко рассмешить, зато.
- Я бываю капризна, зато.