МААМ-картинки

Диагностика и коррекция психического развития ребенка 3–4 лет

Анна Клименко
Диагностика и коррекция психического развития ребенка 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни ребенка каждый год имеет особое и очень важное значение. Чем же характеризуется психика ребенка 3-4 лет?

Ведущим психическим процессом в этом возрасте является восприятие. К этому возрасту у ребенка в основном сформированы основные представления о цвете, величине и форме предметов, которые являются фундаментом познавательной деятельности и интеллектуального развития.

Насколько развиты у вашего ребенка представления о цвете?

Публикация «Диагностика и коррекция психического развития ребенка 3–4 лет» размещена в разделах

Небольшой тест: различает ли ваш ребенок основные цвета (белый, красный, синий, желтый, зеленый, может ли по вашей просьбе показать синий, желтый и т. д. кубик, а удается ли ему самостоятельно назвать эти цвета?

Эта несложная проверка покажет родителям, есть ли проблемы с развитием у ребенка представлений о цвете, и если этот аспект восприятия нуждается в коррекции, то взрослым, общающимся с ребенком, необходимо как можно чаще в своей речи использовать названия цветов: «Посмотри, какой выпал беленький снежок! А какие у елки зеленые иголки. Какая у тебя машинка красивая, красная…Принеси желтые колготки, нет, не синие, а желтые…». У ребенка должны быть цветные карандаши, фломастеры, краски, и рисунки маленького художника родители тоже могут прокомментировать: «А почему ты нарисовал это красным, а это – синим?» и т. д.

В трехлетнем возрасте дети как правило могут судить о величине различных предметов, сравнивать их друг с другом.

Небольшой тест: может ли ваш ребенок разобрать матрешку, состоящую из 4-5 куколок, собрать из получившихся половинок целые фигурки, построить их по росту, собрать, «спрятать» матрешек обратно, чтобы получилась одна? Может ли он собрать ровную красивую пирамидку из 5-7 колец, сравнивает ли он колечки по величине и как это делает – прикладывает их друг к другу или оценивает «на глаз»?

Если эти задания вызывают у ребенка затруднения, его пора активнее включать в домашнюю работу – пусть он поможет разложить ложки (отдельно большие и маленькие); расставит каждому члену семьи подходящие столовые приборы: папе - большую тарелку, а себе – маленькую; соберет кастрюльки так, чтобы они занимали как можно меньше места и т. д. И, конечно же, в числе игрушек должны быть те самые незаслуженно забытые пирамидки, матрешки, различные наборы мисочек.

У детей младшего дошкольного возраста имеются элементарные представления о форме предметов.

Небольшой тест: может ли ваш ребенок собрать «Коробку форм» (опустить в имеющиеся фигурные прорези соответствующие им объемные формочки? Как он это делает – хаотично, методом проб и ошибок, или осматривает, ощупывает формочки, а может быть, он оценивает их зрительно?

Представления о форме предметов развиваются при манипулировании ребенком строительным материалом – кубиками, брусочками, пирамидами, конусами. В своей конструктивной деятельности наш маленький строитель вынужден познавать и учитывать особенности различных объемных и плоских фигур.

Неожиданным помощником в развитии у ребенка элементарных геометрических представлений могут стать тарелка с манной кашей и варенье – нарисованные им сладкие фигуры действительно прекрасно усваиваются, а еще здесь же можно показать ребенку настоящие геометрические фокусы – вот круг превращается в треугольник, а потом в квадрат и т. д.

Уровень психического развития ребенка характеризует также уровень развития зрительного анализа и синтеза – может ли ребенок по части изображения догадаться, что же изображено; может ли воспроизвести образец, предложенный взрослым.

Небольшой тест: 1) предложите ребенку собрать картинку, разрезанную по прямым линиям на 2,3 и 4 части; 2) сложите из 4-5 палочек (спичек) какую-нибудь фигурку – цветок, четырех- или пятиугольник и др., так, чтобы ребенок не видел, как вы это сделали (например, закрывшись от него листом бумаги, потом продемонстрируйте свою фигурку и попросите ребенка сложить точно такую же.

Эти тестовые задания, если они оказались слишком сложными, можно использовать и в качестве коррекционно-развивающих, т. е. предлагать ребенку различные варианты разрезных картинок (желательно не паззлы, воспроизведение образца с использованием различного материала – разнообразные конструкторы, спички, природный материал и т. д.

Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов.

Память в этом возрасте носит непроизвольный характер, т. е. можно сказать, что не ребенок запоминает, а ему что-то запоминается. Эта особенность памяти должна обязательно учитываться, запоминаемый зрительный материал (картинки, буквы) должен быть ярким, красивым, слуховой (стихи, песни, сказки) – иметь интонационную выразительность, сопровождаться живой мимикой и пантомимикой.

Развитие мышления в 3-4 года также происходит с помощью восприятия – ребенок манипулирует с предметами и улавливает связи между ними, учится сравнивать, находить их общие и отличительные черты. Взрослый, который позволяет ребенку самостоятельно, используя различные подручные средства, достать закатившийся в труднодоступный угол мячик, подобрать подходящую к кастрюле крышку и т. п., наверное, и не задумывается, что помогает развитию мышления своего малыша.

Расширить свои знания помогает ребенку овладение речью . В этом возрасте появляются первые «Почему?», и родители должны с уважением и вниманием относиться к ним. Не спешите всегда давать готовые ответы, спросите ребенка: «А ты сам как думаешь?», тем самым вы поможете развитию собственной активности ребенка в решении познавательных задач, а полноценное развитие ребенка в этом возрасте – это основа его успешного интеллектуального развития в последующих возрастах.

Публикации по теме:

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка»Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика и коррекция психического развития ребенка 3–4 лет
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 14:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика и коррекция психического развития ребенка 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Клименко (УИ 3316134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД