Анна Клименко
Диагностика и коррекция психического развития ребенка 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни ребенка каждый год имеет особое и очень важное значение. Чем же характеризуется психика ребенка 3-4 лет?
Ведущим психическим процессом в этом возрасте является восприятие. К этому возрасту у ребенка в основном сформированы основные представления о цвете, величине и форме предметов, которые являются фундаментом познавательной деятельности и интеллектуального развития.
Насколько развиты у вашего ребенка представления о цвете?
Публикация «Диагностика и коррекция психического развития ребенка 3–4 лет» размещена в разделах
Небольшой тест: различает ли ваш ребенок основные цвета (белый, красный, синий, желтый, зеленый, может ли по вашей просьбе показать синий, желтый и т. д. кубик, а удается ли ему самостоятельно назвать эти цвета?
Эта несложная проверка покажет родителям, есть ли проблемы с развитием у ребенка представлений о цвете, и если этот аспект восприятия нуждается в коррекции, то взрослым, общающимся с ребенком, необходимо как можно чаще в своей речи использовать названия цветов: «Посмотри, какой выпал беленький снежок! А какие у елки зеленые иголки. Какая у тебя машинка красивая, красная…Принеси желтые колготки, нет, не синие, а желтые…». У ребенка должны быть цветные карандаши, фломастеры, краски, и рисунки маленького художника родители тоже могут прокомментировать: «А почему ты нарисовал это красным, а это – синим?» и т. д.
В трехлетнем возрасте дети как правило могут судить о величине различных предметов, сравнивать их друг с другом.
Небольшой тест: может ли ваш ребенок разобрать матрешку, состоящую из 4-5 куколок, собрать из получившихся половинок целые фигурки, построить их по росту, собрать, «спрятать» матрешек обратно, чтобы получилась одна? Может ли он собрать ровную красивую пирамидку из 5-7 колец, сравнивает ли он колечки по величине и как это делает – прикладывает их друг к другу или оценивает «на глаз»?
Если эти задания вызывают у ребенка затруднения, его пора активнее включать в домашнюю работу – пусть он поможет разложить ложки (отдельно большие и маленькие); расставит каждому члену семьи подходящие столовые приборы: папе - большую тарелку, а себе – маленькую; соберет кастрюльки так, чтобы они занимали как можно меньше места и т. д. И, конечно же, в числе игрушек должны быть те самые незаслуженно забытые пирамидки, матрешки, различные наборы мисочек.
У детей младшего дошкольного возраста имеются элементарные представления о форме предметов.
Небольшой тест: может ли ваш ребенок собрать «Коробку форм» (опустить в имеющиеся фигурные прорези соответствующие им объемные формочки? Как он это делает – хаотично, методом проб и ошибок, или осматривает, ощупывает формочки, а может быть, он оценивает их зрительно?
Представления о форме предметов развиваются при манипулировании ребенком строительным материалом – кубиками, брусочками, пирамидами, конусами. В своей конструктивной деятельности наш маленький строитель вынужден познавать и учитывать особенности различных объемных и плоских фигур.
Неожиданным помощником в развитии у ребенка элементарных геометрических представлений могут стать тарелка с манной кашей и варенье – нарисованные им сладкие фигуры действительно прекрасно усваиваются, а еще здесь же можно показать ребенку настоящие геометрические фокусы – вот круг превращается в треугольник, а потом в квадрат и т. д.
Уровень психического развития ребенка характеризует также уровень развития зрительного анализа и синтеза – может ли ребенок по части изображения догадаться, что же изображено; может ли воспроизвести образец, предложенный взрослым.
Небольшой тест: 1) предложите ребенку собрать картинку, разрезанную по прямым линиям на 2,3 и 4 части; 2) сложите из 4-5 палочек (спичек) какую-нибудь фигурку – цветок, четырех- или пятиугольник и др., так, чтобы ребенок не видел, как вы это сделали (например, закрывшись от него листом бумаги, потом продемонстрируйте свою фигурку и попросите ребенка сложить точно такую же.
Эти тестовые задания, если они оказались слишком сложными, можно использовать и в качестве коррекционно-развивающих, т. е. предлагать ребенку различные варианты разрезных картинок (желательно не паззлы, воспроизведение образца с использованием различного материала – разнообразные конструкторы, спички, природный материал и т. д.
Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов.
Память в этом возрасте носит непроизвольный характер, т. е. можно сказать, что не ребенок запоминает, а ему что-то запоминается. Эта особенность памяти должна обязательно учитываться, запоминаемый зрительный материал (картинки, буквы) должен быть ярким, красивым, слуховой (стихи, песни, сказки) – иметь интонационную выразительность, сопровождаться живой мимикой и пантомимикой.
Развитие мышления в 3-4 года также происходит с помощью восприятия – ребенок манипулирует с предметами и улавливает связи между ними, учится сравнивать, находить их общие и отличительные черты. Взрослый, который позволяет ребенку самостоятельно, используя различные подручные средства, достать закатившийся в труднодоступный угол мячик, подобрать подходящую к кастрюле крышку и т. п., наверное, и не задумывается, что помогает развитию мышления своего малыша.
Расширить свои знания помогает ребенку овладение речью . В этом возрасте появляются первые «Почему?», и родители должны с уважением и вниманием относиться к ним. Не спешите всегда давать готовые ответы, спросите ребенка: «А ты сам как думаешь?», тем самым вы поможете развитию собственной активности ребенка в решении познавательных задач, а полноценное развитие ребенка в этом возрасте – это основа его успешного интеллектуального развития в последующих возрастах.