Габышева Вероника
Диагностика детей младшего возраста по Правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика детей младшего возраста по Правилам дорожного движения
Развитие и воспитание детей школьного возраста в первую очередь определяется их умственными и физическими возможностями и свойственными их возрастному типом мышления. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
Публикация «Диагностика детей младшего возраста по Правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Диагностика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике. Диагностика в детском саду проводится с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Она помогает выявлять способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития. В ходе диагностики выявляют индивидуальные особенности каждого ребенка, и прорабатывают дальнейшие действия по воспитанию, направленности развития и последующую работу с ним.
Диагностического обследование детей 3-5 лет дошкольного возраста для выявления уровней детьми знаний о Правилах дорожного движения.
Цель диагностики : выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Задача диагностики :
- получить более полную информацию о сформированности представлений детей о правилах дорожного движения;
- выявляются сильные и слабые стороны;
- разрабатываются формы и способы устранения недостатков, технологии достижения желаемого результата;
- рекомендации для выбора оптимальных форм дальнейшего образования, выстраивается стратегия развития данного направления.
Диагностические задания представляет собой игры и упражнения, наблюдение за детьми в ходе образовательного процесса.
Задания могут предлагаться в любой последовательности. Возможно изменения вопроса или задания на усмотрения воспитателя. После решения всех заданий, заполняется диагностическая карта на ребенка.
3 балла – с заданием справился правильно, самостоятельно, осознанно.
2 балла – с заданием справился, но долго думает, тратит много времени.
1 балл – ребенок с заданием справился, но требуется помощь педагога.
Баллы суммируются, и выводится средний балл.
Диагностика вторая младшая группа (3-4 года)
Цель: выявить понимание о представлении светофора, как он выглядит, как расположены цветовые сигналы; объяснить значение каждого цвета.
Задание № 1 «Собери светофор»
Методика:
1. Педагог спрашивает ребенка, знает ли он что такое светофор, просит рассказать, как он выглядит.
2. Педагог показывает ребенку набор больших геометрических форм, предлагая найти правильную - (прямоугольную форму).
3. Педагог предлагает ребенку набор плоскостных геометрических
фигур и отобрав нужные превратить выбранную форму в светофор.
Задание № 2 «Друг светофор»
Цель: выявить представления у детей о понятиях «проезжая часть дороги», «тротуар».
Методика: Педагог предлагает посмотреть на картинку, найти светофор, где он находится и для чего нужен светофор.
Задание №3 «Найди и покажи».
Цель: выявить представления у детей о понятиях «проезжая часть дороги», «тротуар».
Методика: педагог предлагает рассмотреть картинку и назвать, что на ней видит. Задает вопрос: покажи проезжую часть, тротуар?
Задание № 4 «Ориентировка в пространстве»
Цель: выявить уровень сформированности у детей пространственного ориентирования: умение определять удаленность предмета и его местоположение; пространственные отношения между предметами.
Методика: педагог наблюдает за ребенком в ходе выполнения заданий, определяет, фиксирует, как зависят особенности восприятия ребенка
от точки отсчета, удаленности объектов.
«Вверху – внизу»
«Близко – далеко»
«Низко – высоко»
«Большой – маленький»
«Вперед – назад»
«Слева – справа»
«Здесь – там»
Задание № 5 Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: Ориентировка детей в пространстве и выполнение задании по сигналу воспитателя. Выявить представление о безопасном поведении на дорогах.
Методика: Педагог предлагает поиграть с детьми «Воробушки и автомобиль». Дети бегают в разных направлениях. И по сигналу воспитателя, находят свое место.
Задание №6 «Играть на дороге - опасно!»
Цель: выявить знание детей о главном правиле – что «играть на дороге нельзя», как переходить дорогу.
Методика: педагог просит ребенка рассмотреть предложенные картинки, дать им оценку. В конце просит сделать вывод: «Какое главное правило нарушили эти дети?»
Задание №7 «Переходить дорогу»
Цель: выявить знание детей о главном правиле – что «играть на дороге нельзя», как переходить дорогу
Методика: педагог просит ребенка рассмотреть предложенные 2 картинки, с правильным поведением перехода на дороге, и не правильным. В конце просит сделать вывод о картинках.
Задание № 8 «Улица»
Цель: выявить знания детей по употреблению терминов: улица, дорога, перекресток, тротуар, проезжая часть, пешеходная дорожка; умение объяснять значение термина; умение показать на картине.
Методика: педагог предлагает ребенку рассмотреть картину, рассказать, что он на ней видит:
Покажи на картинке дорогу, тротуар?
Покажи легковые машины?
Покажи грузовые машины?
Какие машины мы называем грузовыми?
Какие легковые?
Задание №10 «Водитель»
Цель. Выявить представлений ребенка о работе водителя.
Методика: Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок «профессии» найти водителя. Задаются
вопросы ребенку:
- Как ты догадался, что это водитель?
- Где он работает?
- Что он делает на работе?
Диагностика средняя группа (4-5 лет)
«Улицы города»
Задание № 1 «Улица»
Цель: выявить знания детей по употреблению терминов: улица, дорога, перекресток, тротуар, проезжая часть, остановка общественного транспорта; объяснить значение термина, оценить словарный запас речи.
Методика: Показывать ребенку картинки (улица, дорога, перекресток, тротуар, проезжая часть, остановка общественного транспорта, ребенок должен сказать, что нарисовано и объяснить.
Задание №2 «Верно – неверно»(
Цель: выявить представления детей о поведении на
улице; умение оценить и проанализировать предложенные ситуации.
Методика: педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, дает
время на рассматривание и предлагает рассказать, что он видит и как оценивает ситуацию – верно или неверно. Попросить рассказать, как в данной ситуации поступил бы сам ребенок.
Задание №3 «дома на нашей улице».
Цель: выявить знания детей о разном назначении домов; умение объяснять, что в одних домах живут люди, а в других находятся учреждения – магазины, школы, детские сады, почта и т. д. в которых
люди работают.
Методика: педагог задает вопрос: Что мы называем словом «дом»?
предлагает рассмотреть картину и рассказать, сколько и каких домов он
видит на картине. В чем их отличие.
Задание №4 «Починить светофор».
Цель: выявить понимание детей о назначении светофора: как он выглядит, как располагаются и чередуются сигналы; уровень
понимания и умение объяснять значение каждого цвета.
Методика: педагог предлагает ребенку починить светофор: нарисовать в правильной последовательности сигналы светофора. На макете светофор устанавливает сигнал, а ребенок должен на карте раскрасить сигнал,
который загорается следующим, (например, на макете зеленый, ребенок
раскрашивает желтый).
Задание № 5 «Красный, желтый, зеленый» (диагностируется через игру)
Цель: выявить понимание детей о назначении светофора.
Методика: Педагог предлагает ребятам превратиться в огоньки светофора и поиграть. Каждый ребенок получает круг одного из двух цветов. Под веселую музыку дети двигаются по кругу. Как только мелодия затихает, собираются по двое в «светофорчики». Выявить ловкость и знания цветов светофор.
Задание №6 «Какой бывает транспорт?»
Цель: выявить умение детей группировать транспортные средства, по среде передвижения : наземный транспорт, водный, воздушный; различать и группировать его по назначению – легковой, грузовой, специальный.
Методика: 1. перед ребенком набор картинок «транспорт», который
он группирует – наземный, водный, воздушный, объясняя свой выбор.
2. педагог предлагает ребенку поработать с перфокартой и объяснить, почему выбран именно этот груз. Фиксирует, как ребенок объясняет
значение обобщающих слов: грузовой, легковой, специальный.
Задание №7 «Машины»
Цель: выявить знания детей о транспортных средствах; узнавание, назначение и называние: автобус, троллейбус, автомобиль, скорая помощь, пожарная машина МЧС, полиция.
Методика: педагог предлагает ребенку найти транспорт по его
описанию или можно загадать загадку про транспорт, объяснить его назначение.
Задание №8 «Поездка на автобусе»
Цель: выявить представление детей о правилах поведения для пассажиров в повседневной жизни.
Методика: педагог предлагает рассмотреть картинки ребенку следующие задания:
– Тебе нужно доехать на автобусе до детского сада. Расскажи, как ты
будешь действовать?
предполагаемые ответы детей :
Выйти из дома и дойти до остановки. Там стоит знак «Автобусная
остановка».
На остановке стоять спокойно, на проезжую часть не выходить.
подходить к автобусу, только когда он остановится и откроет двери.
Хорошо, а как должны вести себя в автобусе пассажиры и водитель?
В автобусе надо держаться за поручень, если нет свободного посадочного места.
Нужно уступать место пожилым людям.
Не шуметь, громко не разговаривать, быть вежливым, оплатить проезд.
Вставать с места только при полной остановке транспорта.
Задание №9 «Расскажи о ПДД»
Цель: выявить знания детей по дорожной терминологии, умение осознанно объяснять значение, оценить словарный запас речи.
Методика: Ребенку предлагается карта пойти с детского сада до дома. Ребенку дается кукла которая должна пройти это путь вместе с ней. В слух озвучить куда идут, и правила ПДД. (Пешеходный переход, светофор, остановка, автовус, тратуар)
Задание № 10 «Мы– пешеходы»
Цель: выявить представления детей о правилах поведения пешеходов; умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Методика: педагог на макете создает различные дорожные ситуации. Ребенок управляет куклой. Например, педагог меняет на макете светофора сигналы – на зеленый сигнал светофора ребенок переводит свою куклу на другую сторону, а на желтый останавливает – ждет, на красный продолжает стоять; педагог выставляет дорожный знак «пешеходный переход». Ребенок ведет куклу по тротуару до пешеходного перехода, обозначенного информационно – указательным знаком «пешеходный переход», и там переходит проезжую часть.
Задание №12 «Угадай знак»
Материал: набор карточек «Дорожные знаки»
Методика: 1. Педагог показывает знак, ребенок дает ему название.
2. Педагог называет знак, ребенок показывает карточку с его изображением.
Характеристика уровня знаний, умений и навыков по обучению
правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице и
дорогах у детей дошкольного возраста
Задание №13 Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: ориентировка детей в пространстве и выполнение задании по сигналу воспитателя. Выявить представление о безопасном поведении на дорогах.
Методика: Педагог предлагает поиграть с детьми «Воробушки и автомобиль». Дети бегают в разных направлениях. И по сигналу воспитателя, находят свое место
Задание №14 Подвижная игра «Три движения»
Цель: выявить понимание детей о назначении светофора.
Методика: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует).
Правила игры : Педагог объясняет детям, что каждый участник игры должен запомнить три движения и цвет светофоров, который им соответствует:
красный - руки опущены, я стою к вам лицом;
желтый - поднимаю руку вверх;
зеленый – вытягиваю руки в стороны, поворачиваюсь к вам правым или левым боком.
Затем педагог показывает воспитанникам движения, называя при этом другой цвет светофора. Дети должны выполнить те движения, которые соответствуют цвету светофора, а не те, которые показывает воспитатель.
Задание № 15 Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»
Цель: выявить представления детей о транспорте
Методика: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (Автобус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария.
Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.
Выводы:
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.
Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду.
Результаты диагностического обследования помогают при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании образовательной деятельности с детьми.
Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим 2 раза в год (сентябрь, май) и результаты фиксируем в сводную карту диагностики.
Направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма