Наталья Скворцова
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы
Раздел «Количество»
Задание 1.
Цель. Выявить умение видеть общий признак предметов группы
Материал. Однотонные мячи разного цвета и разной величины, обруч. Мячи находятся внутри обруча.
Публикация «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы» размещена в разделах
Инструкция. Что ты можешь сказать обо всех мячах в этом домике? Что ты можешь сказать об этих мячах (обобщающий жест, охватывающий красные мячи? Что ты можешь сказать об этих мячах (обобщающий жест, охватывающий большие мячи?
Задание 2.
Цель. Выявить умение составлять группы однородных предметов.
Материал. Геометрические фигуры (разные по цвету (5 жёлтых и 5 красных, форме (5 кругов и 5 квадратов, величине (5 маленьких и 5 больших). Обруч.
Инструкция. Это домик (показывает на обруч). Здесь живут фигуры, похожие друг на друга по какому-то признаку. Кто здесь может жить? Засели их в домик. Почему ты решил, что именно эти фигуры живут в этом домике?
Задание 3.
Цель. Выявит умение понимать вопрос «сколько?», определять количество предметов «один» и «много».
Материал. 1 книга, 5 мячей в корзине, 1 машина в «гараже», 5 карандашей в коробке.
Инструкция. Сколько книг на столе? Сколько мячей в корзине? Сколько машин в гараже? Сколько карандашей в коробке?
Задание 4.
Цель. Выявить умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Материал. Нет
Инструкция. Каких предметов в группе много? Что в группе только одно?
Задание 5.
Цель. Выявить умение понимать вопрос «Поровну ли?», сравнивать 2 равные группы предметов, пользуясь приёмами наложения и приложения, употреблять выражения «столько-сколько», «поровну».
Материал. 5 ёлок и 5 зайцев
Инструкция. Поровну ли ёлок и зайцев? Как это можно узнать? А ещё как? Что можно сказать о количестве ёлок и зайцев?
Задание 6.
Цель. Выявить умение понимать вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?», сравнивать 2 неравные группы предметов, пользуясь приёмами наложения и приложения, употреблять выражения «больше», «меньше».
Материал. 5 морковок и 4 зайца.
Инструкция. Определи, чего больше: зайцев или морковок? Чего меньше: зайцев или морковок? Как это можно узнать?
Задание 7.
Цель. Выявить умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (путём добавления и путём убавления).
Материал. 5 морковок и 5 зайцев.
Инструкция. (Связь с предыдущей ситуацией). Что нужно сделать, чтобы зайцев и морковок было поровну? А ещё как?
Раздел «Величина»
Задание 8.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 палочки по длине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «длинный-короткий».
Материал. 2 палочки разного цвета, разные по длине (разница в размерах 3 см.)
Инструкция. Сравни палочки по длине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить) Что можно сказать о длине красной палочки? Что можно сказать о длине синей палочки?
Задание 9.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 палочки по длине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «одинаковые по длине».
Материал. 2 палочки разного цвета, одинаковые по длине.
Инструкция. Сравни палочки по длине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить) Что можно сказать о длине красной и синей палочек?
Задание 10.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 ленточки по ширине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «широкий-узкий».
Материал. 2 ленточки разного цвета, разные по ширине.
Инструкция. Сравни ленточки по ширине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить) Что можно сказать о ширине красной ленточки? Что можно сказать о ширине синей ленточки?
Задание 11.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 ленточки по ширине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «одинаковые по ширине».
Материал. 2 ленточки разного цвета, одинаковые по ширине.
Инструкция. Сравни ленточки по ширине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить) Что можно сказать о ширине красной и синей ленточек?
Задание 12.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 ёлочки по высоте приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «высокий-низкий».
Материал. 2 ёлочки разные по высоте (разница 3 см.).
Инструкция. Сравни ёлочки по высоте. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить) Что можно сказать о высоте ёлочек?
Задание 13.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 ёлочки по высоте приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «одинаковые по высоте».
Материал. 2 ёлочки одинаковые по высоте.
Инструкция. Сравни ёлочки по высоте. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить) Что можно сказать о высоте ёлочек?
Задание 14.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 матрёшки по величине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «большая-маленькая».
Материал. 2 матрёшки, разные по величине (разница 3 см.).
Инструкция. Сравни матрёшек по величине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить) Что можно сказать о величине матрёшек?
Раздел «Форма»
Задание 15.
Цель. Выявить умение различать и называть круг, квадрат, треугольник
Материал. Круг, квадрат, треугольник.
Инструкция. Назови фигуры, которые лежат на столе.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 16.
Цель. Выявить умение различать левую и правую руки, пространственные направления от себя
Материал. Флажок, матрёшка
Инструкция. Подними флажок вверх. Опусти вниз. Возьми флажок в правую руку. Возьми флажок в левую руку. Определи, где находится матрёшка? (Переставлять матрё шку: слева, справа, сзади, спереди)
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 17.
Цель. Выявить умение ориентироваться в контрастных частях суток
Материал. 4 картинки, отражающие деятельность детей в разные части суток
Инструкция. Расскажи, что делают дети на этой картинке? В какое время суток (когда) это бывает?
Результаты обследования оформляются в протоколах, в таблице, в рисунках.