Светлана Печенцова
Диагностические технологии в процессе социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
По мере того, как педагогическая наука все глубже и конкретнее определяет особенности нормально развивающегося образовательного (педагогического) процесса, признаки отклонений от него приобретают научный уровень диагностики. Научный подход в педагогической диагностике предусматривает учет трех основных составляющих:
1) особенности диагностического мышления педагога;
2) система диагностических признаков и критериев распознавания отклонения;
3) специфические для диагностики методы и приемы распознавания.
Публикация «Диагностические технологии в процессе социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах
При диагностике образовательного процесса перед педагогом предстает система поступков, суждений, оценок, которые составляют внешний, первый «слой» информации, поддающийся фиксации, учету. Такая информация может дать лишь общее, поверхностное представление о характере процесса. Этот этап можно назвать предварительной стадией диагностической обработки информации.
Для того чтобы понять, какое содержание скрыто за внешними формами, необходимо сделать анализ причин, мотивов, детерминировавших появление внешних признаков. Это уже уточняющая стадия диагностики, которая, однако, не дает возможности сделать вывод о характере развития образовательного процесса в целом, так как движущие причины могут носить временный, случайный, ситуативный характер и не отражать закономерности развития. Понимание глубины, устойчивости явлений требует распознавания предшествующих, существующих в настоящем и будущие тенденции развития, поэтому приходится обращаться к истории развития процесса. Это и составляет содержание заключительной стадии диагностики.
Таким образом, очевидно, что структура образовательного процесса развития сложна и этапы диагностического распознавания связаны между собой системой причинно-следственных связей. Естественно, такой сложный анализ, как диагностическое распознавание, невозможен одномоментно и требует определенной последовательности, т. е. стадийного подхода, а также особенной направленности педагогического мышления, умения воспитателя диалектически подходить к оценке изучаемых процессов, способности принимать логически обоснованные решения.
Диагностическая направленность мышления педагога должна опираться на общие принципы диалектического познания действительности и педагогических явлений: объективность; систематичность и последовательность; всесторонность и комплексность; изучение в деятельности; изучение в коллективе, воспитывающий характер изучения. Необходимо учесть и специфические подходы, которые, во-первых, диалектически развивают и углубляют эти общие принципы, во-вторых, учитывают характер распознаваемых объектов. Изменение направленности процесса от внешних проявлений к внутренним и наоборот составляет содержание инверсионного подхода в диагностике; подобная инверсия осуществляется непрерывно и представляет собой не простое механическое изменение направления диагностики, а сложный процесс качественного углубления поиска. Иными словами, каждый переход распознавания от внешнего к внутреннему и наоборот должен приводить к установлению более глубоких связей между внутренним содержанием процесса и его внешними проявлениями, повышать в ходе данной инверсии точность диагноза.
Прогностический подход тесно связан с инверсионным. Если смысл диагностики заключен в том, чтобы на основе имеющихся в настоящий момент данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков, то, естественно, педагогический диагноз прогностичен по своей природе. Педагог должен уметь предсказать, что произойдет с процессом развития через год, какова будет картина развертывания ближайшего возрастного этапа, каким будет окончательный исход процесса развития, какой будет зрелая личность. Соблюдение принципа прогностичности предполагает эффективность в будущем педагогических мер, предпринимаемых в настоящем. Этот принцип дает основание считать результаты диагностики неизменными, стимулирует постоянный поиск, совершенствование путей изучения личности. Соблюдение перечисленных выше диагностических подходов дает возможность собрать достаточно полную, объективную информацию о развитии образовательного процесса. Однако эта информация нуждается в такой качественной переработке, которая возможна лишь при использовании системно-интегрального подхода, заключающегося в том, чтобы процесс рассматривался не как простое сочетание различного рода элементов, качеств, сторон, но и как нечто единое и качественно новое п сравнению с теми элементами, которые составляют целое. Обилие информации, необходимость ее качественной обработки предусматривают эффективные приемы рассуждений, позволяющие достичь цели наиболее рациональным путем.
Успех всех этих операций будет определяться не только особенностями памяти диагноста, но и его способностью логически последовательно, глубоко и всесторонне проанализировать полученную информацию, причем сделать это с наименьшей затратой сил и времени при максимальной точности. Решение подобных задач немыслимо без алгоритма диагностического поиска.
Алгоритмизированный способ педагогического распознавания характеризуется целым рядом признаков, среди которых наиболее существенны следующие:
– детерминированность, т. е. все указания, входящие в алгоритм, должны точно определять характер и условия каждого действия диагноста, исключать случайность выбора;
– массовость, т. е. в качестве исходных данных может выступать любое явление, процесс, событие, относящиеся к определенному классу;
– результативность, т. е. в итоге поиска должен быть получен искомый результат, если соблюдены все условия алгоритмического предписания.
Кроме того, необходимо учитывать два фактора, без которых алгоритм диагностического распознавания построить нельзя: наличие диагностической ситуации и диагностический уровень информации.
Диагностическая ситуация представляет собой совокупность условий, когда возникают проявления образовательной деятельности, имеющие диагностическую значимость. Важно отделить случайные факты от закономерных, наиболее типичных для образовательной деятельности.
Диагностический уровень информации возникает в тех случаях, когда ее объем, качественная структура дают возможность осуществить количественный и качественный анализ.
Характер работы с ребенком, имеющим те или иные отклонения и в связи с ними проблемы в сфере его социально-педагогического развития, воспитания и обучения, определяется результатами диагностики. При этом особое значение имеет ранняя диагностика, позволяющая как можно раньше выявить характер отклонения, его глубину, возможности ребенка и приступить к его индивидуальному, индивидуально-коррекционному развитию. Чем младше ребенок, тем больший потенциал и большие перспективы в развитии он имеет.
Основная цель ранней диагностики заключается в том, чтобы обеспечить наиболее полную и целесообразную помощь ребенку на самом активном этапе его социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития. Ранняя диагностика позволяет выявить индивидуальные возможности ребенка с особыми образовательными потребностями для обеспечения их наиболее полного раскрытия, развития. Исключительно важной целью ранней диагностики является обеспечение наиболее целесообразного развития ребенка, недопущение возникновения вторичных дефектов у детей с нарушением развития.
Ранняя диагностика позволяет :
1. Определить характер и особенности "первичного нарушения" (отклонения) у ребенка. Речь идет об изначальном нарушении, которое имеет место у ребенка па момент диагностики. Первичным называют нарушение, которое характерно для ребенка до влияния па него других факторов (лечение, воспитание, их отсутствие, либо неправильная организация). Вследствие различных негативных для ребенка факторов имеющиеся отклонения могут усиливаться, а также могут сформироваться новые, обостряя влияние имевшихся ранее.
2. Предупреждать возникновение "вторичных нарушений". Вторичные – это вновь возникшие (сформировавшиеся) отклонения (нарушения, возникающие либо как следствие первичного дефекта, либо вследствие неудач медицинской практики, либо в результате ошибок в процессе обучения и воспитания, неправильных взаимоотношений в семье, сдерживающих или негативно сказывающихся па развитии ребенка. Если семье удастся создать оптимальные условия для ребенка с особыми образовательными потребностями, обеспечивать его направленное и целесообразное развитие и воспитание, то это исключит дополнительные, вредные для него воздействия, в значительной степени предопределит возникновение негативных последствий. "Вторичные нарушения" имеют место вследствие не учета в работе с ребенком первичного отклонения.
3. Как можно раньше определить возможности ребенка в социальном развитии, воспитании и приступить к его индивидуальному, индивидуально-коррекционному развитию.
4. Определять перспективы в развитии ребенка и возможности добиться их в существующих условиях среды. В настоящее время, например, создана система раннего выявления нарушений слуха. Это возможно уже в первые месяцы жизни ребенка.
Дети, в зависимости от характера и глубины отклонений подразделяются на определенные группы, среди которых можно выделить следующие:
1. Дети, чье развитие существенно нарушено. Эта категория детей обычно сразу попадает в поле зрения специалиста. Потребности в создании для таких детей системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Дети в данном случае нуждаются в индивидуальном, индивидуально-коррекционном развитии и воспитании.
2. Дети, отклонения в развитии которых на ранних этапах не всегда выражены, достаточно проявляются и диагностируются. Своевременная диагностика детей данной группы представляет определенную трудность не только для родителей, по и для специалистов. В первые месяцы, годы развития ребенка вполне может быть затруднено понимание того, что он нуждается в помощи. Вот почему столь важно производить регулярное обследование детей с первых дней их жизни, а тем более при появлении каких-либо симптомов, указывающих на возможные отклонения. Это позволит родителям своевременно обратиться за квалифицированной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития. После выявления отклонений у детей определяются задачи по стимулированию развития, коррекции развития, перевоспитанию, коррекции воспитания.
3. Дети, отклонения в развитии у которых появились с возрастом вследствие каких-либо причин. В работе с такими детьми речь идет о комплексной реабилитационной работе, стимулировании направленного развития.
На диагностическом этапе выявляется комплекс сведений об индивидуальных особенностях ребенка, необходимых для составления индивидуальной диагностической карты, на основе которой разрабатывается программа индивидуально-коррекционного развития, воспитания ребенка.
В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития ставятся на диспансерный учет у детского невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и прочих узких специалистов. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист – не просто сторонние наблюдатели, а непосредственные кураторы, ведущие маленького пациента, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания или с проявлением каких-либо отклонений. Факт отклонения фиксируется врачом-специалистом как болезнь. На приеме у такого врача ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб родителей сделать заключение о характере развития болезни, особенностях ее протекания. Полученная информация по результатам каждой диагностической или консультационной встречи с ребенком и его родителями обязательно заносится в «Карту индивидуального развития ребенка». Такая информация помогает лучше понять проявление индивидуальных возможностей ребенка в процессе диагностики, определять динамику его развития, действенность предшествующих рекомендаций специалиста. Со временем достигается наибольшая оптимизация рекомендаций по индивидуальной работе с ребенком.
На основе первичной диагностики и постановки на диспансерный учет специалист дает родителям рекомендации по уходу за ребенком и его воспитанию. Данные рекомендации касаются особенностей режима сна, питания, посещения детского дошкольного учреждения, школы, места летнего отдыха и со временем уточняются в ходе роста, развития и проявления ребенка. Одновременно даются рекомендации по индивидуальному, индивидуально-коррекционному развитию ребенка, активизации его направленной деятельности.
В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Однако это вовсе не означает, что родителям отводится роль пассивного слушателя, ведь никто не знает ребенка лучше, чем самые близкие ему люди, никто не любит его так сильно. В связи с этим наблюдения за ребенком в процессе повседневного общения в домашней обстановке могут дать очень ценную информацию для врача.
Чтобы знать, когда и с каким специалистом следует взаимодействовать, семье необходимо точно представлять особенности развития ребенка. Маленькие дети развиваются очень быстро. Каждый день можно отмечать что-нибудь новое в поведении ребенка, поэтому родителям советуют внимательно наблюдать за его развитием и сообщать врачу обо всех изменениях. Некоторые родители, воспитанные в многодетных семьях и имевшие возможность наблюдать развитие младших братьев или сестер, способны сопоставлять, сравнивать. Однако таких примеров сравнительно мало. Большинство семей имеют одного или двоих детей. В этом случае следует обратиться к специальной литературе, поскольку это оптимальный способ лучше понять особенности индивидуального развития типичного ребенка. При знакомстве с литературой, да и вообще при изучении особенностей развития ребенка у родителей возникают вопросы. В этом случае следует обращаться к педиатру, который подскажет, как именно проходит динамика развития ребенка в данном возрасте, посоветует, как лучше наблюдать его, и ответит на другие волнующие родителя вопросы. Такие знания предваряют направленность внимания родителей и подготавливают к восприятию каждого последующего шага в развитии малыша.
Именно специалист может помочь родителям лучше понять особенности ребенка, своевременно увидеть проявляемые отклонения, трудности в развитии и преимущества, что в свою очередь позволит на ранних этапах определять, какая помощь и каких специалистов понадобится ребенку и родителям для более полной диагностики, в соответствии с которой в последующем можно установить характер консультационно-практической помощи.
Библиографический список:
1. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2005.-243с.
2. Холостова Е. И. Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация : Учеб. пособие. - М., 2002.- 340 с.
3. Шевченко Ю. С., Корнеева В. А. Методики коррекции эмоциональной сферы // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 2003. - № 4. - С. 73-84.