Елена Климентова
Диагностические мероприятия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи организации педагогической работы по данному исследованию: определить критерии и показатели формирования понятия ЗОЖ и экспериментально проверить эффективность работы по данной теме. Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваясь осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к собственному здоровью.
Реализация задач обеспечивалась:
- направленностью образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня;
Публикация «Диагностические мероприятия в ДОУ» размещена в разделах
-формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства;
Условиями формирования здорового образа жизни у дошкольников: были
-физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении и режим двигательной активности;
-наличие специальной обучающей программы;
-овладение системой понятий о своем организме и здоровом образе жизни;
Этапы работы следующие:
- первый этап - проведение диагностики уровня формирования здорового образа жизни у дошкольников.
-второй этап - разработка и реализация программы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ.
-третий этап - проведение повторной диагностики уровня формирования здорового образа жизни у дошкольников, сравнение показателей.
В соответствии с выделенными критериями были установлены следующие уровни формирования знаний об основах здорового образа жизни у детей:
- низкий: ребенок имеет слабые представления о том, что такое здоровье, не может самостоятельно рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы. Ответы слабо аргументированные.
- средний: ребенок имеет неполное, но достаточное представление о здоровье, умеет использовать знания, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении заданий на сравнение. Мотивировать свои суждения и действия не умеет. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, недостаточно развернутые и слабо аргу-ментированные.
- высокий: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, полные, аргументированные.
В ходе диагностической работы с детьми на первоначальном этапе получены следующие результаты:
Критерии оценки Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Представления детей о здоровье как о состоянии человека 50 30 20
Взаимосвязь здоровья и образа жизни 30 45 25
Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности. 32 40 28
Знание строения своего тела 30 48 22
Из таблицы видно, что у 35,5% детей группы – низкий уровень здорового образа жизни, у 40% детей – средний уровень, у 23,75% - высокий уровень понимания здорового образа жизни. Таким образом, у большинства детей низкий и средний уровни формирования здорового образа жизни.
С целью сотрудничества с родителями по этому вопросу, нами были разработаны вопросы для анкетирования родителей. Анкеты заполнили 45% родителей. Главная цель анкетирования состояла в том, что нам было необходимо выявить место физической культуры в жизни семьи. Около трети родителей 30,5% считают состояние здоровья своих детей хорошим, более половины (57%) удовлетворительным и примерно десятая часть 12,5% слабым. Проанализировав ответы родителей, можно сделать следующие выводы:
- 66% родителей особое внимание уделяют соблюдению режима, физкультурным занятиям, заботясь о здоровье ребенка;
- 34% родителей приветствуют закаливающие мероприятия;
- 93 % родителей нуждаются в помощи детского сада по вопросам воспитания детей.
Мы видим, что большинство родителей не равнодушны к вопросам здоровья своих детей, занимаются этим в семье, но для этого им нужна помощь детского сада.
Поэтому, с целью пропаганды здорового образа жизни среди родителей и сотрудничества с ними, проводились открытые занятия, собрания, совместные развлечения, семинары-практикумы, консультации, анкетирование, дни открытых дверей.
Уровень формирования основ здорового образа жизни дошкольников (контрольный эксперимент)
Критерии оценки Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Представления детей о здоровье как о состоянии человека 14 23 63
Взаимосвязь здоровья и образа жизни 20 28 52
Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности. 17 38 45
Знание строения своего тела 18 28 44
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в результате работы дошкольников по программе в течение трех месяцев низкий уровень отмечен у 17,25% детей. Средний уровень был отмечен у 30% дошкольников. Высокий уровень показали 50% детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что после применения программ формирования здорового образа жизни, количество детей с низким уровнем снизилось на 17%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 11%. Высокий уровень формирования здорового образа жизни показали на 24% дошкольников больше, чем на первом этапе исследования. Показатели низкого уровня перешли на средний уровень.
Исходя из выше изложенного видно, что приобщение детей к ЗОЖ необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по данной теме. Сравнивая уровень формирования представлений о здоровом образе жизни и навыков здорового образа жизни после проведенной экспериментальной работы данными, отражающими исходный уровень, мы находим, что этот показатель повысился.
Таким образом, позитивная динамика формирования представлений о здоровом образе жизни, высокая двигательная активность, тенденции в изменении уровня физического развития и степени его гармоничности, позволили сделать вывод о том, что проделанная нами работа эффективна.