МААМ-картинки

Сценарий мероприятия «Синий лён»

Оксана Липатова
Сценарий мероприятия «Синий лён»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная часть

Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к традиционному крестьянскому труду в области изготовления одежды

Задачи:

- познакомить детей с этапами изготовления льняного полотна в крестьянском быту;

- способствовать формированию бережного отношения к одежде;

- с помощью подвижных народных игр способствовать активному социально-коммуникативному взаимодействию воспитанников;

- способствовать развитию художественных способностей детей.

Публикация «Сценарий мероприятия „Синий лён“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», сказкой Г. Х. Андерсена «Лён» (чтение фрагментов, сказкой Е. Пермяка «Хитрый коврик», прослушивание русской народной песни «Ой, да я встану, девушка, да раненько», разучивание песни «Дуня-тонкопряха».

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, музыкальный центр, методический комплект «Как наши предки шили одежду», лоскутные панно, выполненные в народной традиции тряпичные куклы, элементы народного костюма - сарафаны, рубахи, штаны, отрезы белёной и небелёной льняной ткани.

Оформление: на стенах красиво размещены элементы народного костюма – сарафаны, рубахи, штаны, пояса, платки – в сочетании с искусственными зелёными и осенними веточками.

Ход мероприятия

Музыкальный руководитель (далее – МР) : Здравствуйте, ребята! Как я рада снова вас увидеть на наших посиделках! Вот я вам сейчас загадку загадаю.

В сыру землю зашёл,

Синю шапку нашёл.

А потом его помяли

И рубаху нам соткали. (Лён)

Как вы думаете, о чём это я?

Ответы детей.

Это лён, ребята. Сейчас мы носим чаще одежду из хлопка, шерсти и синтетических материалов. А наши предки носили одежду, сотканную из льняных нитей. Выращивали лён и в странах Европы, и в далёких Индии и Египте. Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Здесь и далее в ходе мероприятия музыкальный руководитель иллюстрирует беседу соответствующими слайдами заранее подготовленной презентации, карточками из методического комплекта «Как наши предки шили одежду».

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон». Весной высевали лён в землю. Шло время, лён всходил и зацветал. До наступления холодов начинали уборку льна: женщины выдергивали лён с корнем. Когда лён высыхал, его топили в речке или расстилали на траве. Через несколько недель его опять сушили и только потом колотили доской. «Стоит Арина – рот до ушей». Это загадка про эту самую доску – мялку. Раньше говорили «Не домнёшь мялкой, вспомнишь за прялкой». Затем лён трепали. Давайте сейчас вспомним стихи и пословицы, которые сложили в народе про лён.

Дети рассказывают стихи и пословицы:

1-й ребё нок: Осенница-царица,

По злату мастерица:

С пряльцем, с донцем,

С гребнем, с веретёнцем,

С высоким колосочком,

С широким снопочком.

Журавли-то – за моря!

Осенница – на поля!

2-й ребё нок: Осень! Осень!

Сноп последний носим.

Приходи с ливнем,

С хлебом обильным,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С толокой, обмолокой,

Золотым венцом.

3-й ребё нок: Осень, осень пришла,

Что ты нам принесла?

В коробью – холста,

На гумно – зерна,

На прялку – шерстинку

Да молока кринку,

На стол – каравай,

Дождик, дождик, поливай.

МР и дети: Лён ручки любит.

Кто пожнёт лен, пожнёт золото,

Кто в лён одет – доживет до 100 лет

МР: Приглашаю всех на весёлую игру.

Игра «У бабушки Маланьи».

Выбирают водящего «Маланью». Дети водят хоровод и поют:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими… (МР или водящий показывает и называет часть тела, например «ногами», дети повторяют)

Ничего не ели,

На неё глядели,

Делали вот так…

«Маланья» показывает какое-нибудь движение. Кто не успеет повторить его, становится водящим. После игры дети садятся на места.

МР: Вот и закончилась наша весёлая разминка. Можем продолжать разговор. После того, как лён вытрепали, его начинали чесать гребнем, пока он не делался мягким и шелковистым. Когда наступали долгие зимние вечера, начинали изо льна нитки прясть. За подаренную отцом или братом маленькую прялочку девочка садилась с пяти — семи лет, и потом не расставалась с прялками всю жизнь. Прялки и трепала украшались узорами, изображениями солнца, деревьев, животных и птиц. Раньше человек очень зависел от природы и был ей благодарен за те блага, которыми она одаривала его. Поэтому часто орудия труда, посуду, одежду он украшал кругами – символами солнца, ромбами и квадратами – символами плодородной земли, изображениями животных и птиц.

Мы с вами знаем, что прялка состоит из нескольких частей. На донце пряха садилась, чтобы придать прялке устойчивость, на гребёнце навешивалась кудель.

Вот садилась пряха за прялку, привязывала конец кудели к веретену и начинала левой рукой вытягивать волоски, а правой крутить веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка. Часто женщины пряли, когда укладывали спать своих деток. Сидит мастерица за прялочкой, качает свою дочку или младшую сестрё нку и напевает:

Рассказывает девочка

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Свету не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Свету сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай.

МР: Получались тонкие и прочные льняные нити.

Вот я вам сейчас расскажу историю.

Викторина по сказке Е. Пермяка «Пропавшие нитки».

Жила-была одна сварливая старушка. Стала она как-то шить. А у неё все нитки спутаны. Не смогла она их распутать и крикнула: «Пропадите вы пропадом! Чтобы глаза мои вас не видели!» А нитки возьми да и пропади! Вместе со всеми кофтами, юбками, платьями и всем, что ещё можно сшить и связать с помощью ниток. Помогите старушке вернуть свои вещи, вспомните, что может быть сшито и связано с помощью ниток.

Дети перечисляют виды сшитой и связанной одежды.

Чем тоньше и прочнее получалась нить, тем выше было мастерство пряхи. Настоящую мастерицу называли «тонкопряха». А мы сейчас с вами споём шуточную песню про Дуню-тонкопряху. Дети выстраиваются полукругом лицом к зрителям.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха». Дети садятся на места.

МР: Следующей осенью из заготовленной пряжи начинали ткать льняные полотна. Ткацкий станок называется кросна. Холст был серого цвета. Показывает небелёный холст. Потом ткань обрабатывали золой, раскладывали на морозе, расстилали на снегу. А весной раскладывали по траве на солнышке и сбрызгивали водой. И становился холст из серого белым. А следующей зимой шили из льняных полотен одежду. Давайте-ка сейчас вспомним загадки об одежде, и о том, с помощью чего её изготавливали.

Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит,

Конец себе находит. (Иголка с ниткой)

Скачу по горнице с работой моею.

Чем больше скачу, тем больше толстею. (Веретено)

Один вход – три выхода. (Рубашка)

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик. (Ножницы).

Ребята, скажите, а из какого растения раньше тоже делали одежду? Подскажу вам – стебли этого растения также нужно было рвать, мочить, сушить, мыть и трепать.

Дети: из крапивы.

МР: Правильно! (Показывает на слайде одежду, из ткани, сотканной из крапивных волокон). А кто вспомнит скороговорки об одежде?

Дети:

Сшит колпак не по-колпаковски,

Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать.

У Кондрата куртка коротковата.

Ткёт ткач ткани

На платки Тане.

Портной клин с приподклинком

Выкроил и перекроил.

МР: Мужчины носили рубаху и штаны, а женщины – сорочки, поверх которых надевали сарафан (достаёт из короба и показывает соответствующую одежду). И мужчины, и женщины обязательно носили пояс или кушак. Одежду берегли, ухаживали за ней. Ведь раньше нельзя было, как сейчас, пойти в магазин и купить себе то, что нравится. Крестьяне, можно сказать, сами выращивали себе одежду. Рубахи и сарафаны были разных цветов – красного, синего, желтого. Подолы, края рукавов и вырезы горловин у рубашек и сорочек украшали вышивкой. Красивая получалась одежда! Давайте вспомним народные приговорки и пословицы про неё.

1-й ребё нок:

Иголка, иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик!

2-й ребё нок:

Алёнка - малёнка

Шустра - быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

Везде поспела –

В охотку ей дело.

МР: Какова пряха, такова на ней рубаха.

Видно неряху по грязной рубахе.

Кто в чистой одежде, тому и уважения больше.

Друзья лучше старые, а одежда новая.

Но не одежда красит человека, а его добрые дела! Мальчиков и юношей называли «добрый молодец», девушек – «красна девица». Ну, что ж, добры молодцы, и красны девицы – становитесь в круг – поиграем, проверим, как вы запомнили то, о чём мы сейчас говорили.

Игра «Лён зеленой»

Музыкальный руководитель напевает:

Лён зеленой

При горе крутой (4 шага вперед, руки «полочкой» вправо-влево вниз)

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы, сеяв, приговаривали, (жестовая иллюстрация соответствующих действий)

Чоботами приколачивали («перетопы»)

Ты удайся, мой беленький ленок! (4 шага назад, руки на поясе)

Уж мы рвали, мы рвали, ленок,

Уж мы рвали, приговаривали…

Мы мочили, мочили ленок,

Мы мочили, приговаривали…

Уж мы мяли, мы мяли ленок,

Уж мы мяли, приговаривали…

Мы трепали, трепали ленок,

Мы трепали, приговаривали…

Мы чесали, чесали ленок,

Мы чесали, приговаривали…

Уж мы пряли, мы пряли ленок,

Уж мы пряли, приговаривали…

Уж мы ткали, мы ткали ленок,

Уж мы ткали, приговаривали…

Уж мы шили, мы шили ленок,

Уж мы шили, приговаривали…

МР: Ткань, которая оставалась после раскроя и пошива одежды – не выбрасывали.

Из кусочков ткани делали тряпичных кукол. Раньше люди верили, что такая куколка приносит в дом счастье (Показывает тряпичную куклу). Поэтому и назывались они «зерновушки», «домовушки» (показывает соответствующие иллюстрации на слайдах). Делали куколок и для детей. Чтобы сделать головку – скручивался небольшой кусочек ткани, а чтобы сделать туловище куколки – скручивали другой кусочек, или наматывали его на деревянную палочку. А иногда головку и туловище делали из одного куска ткани, перевязывая его в нужных местах ниточками, а ручки получались из другого сложенного кусочка.

Небольшие красивые лоскутики ткани сшивали вместе, затем простёгивали, и получались лоскутные одеяла – удивительной красоты. Укроешься таким одеялом холодным зимним вечером – и согреет оно тебя как доброе летнее солнышко, не только потому, что тёплое, но и потому, что сделано своими руками. Показывает изделие, выполненное в лоскутной технике. Сейчас мы с вами ответим на вопросы викторины «Лоскутная сказка». Я вам буду показывать на экране иллюстрации к сказкам, которые мастерицы создали из лоскутиков ткани, а вы будете отгадывать, что это за сказка.

Фотовикторина «Лоскутная сказка».

Сегодня, ребята мы увидели, как много труда нужно было для того, чтобы сшить себе одежду, сделать одеяла. Вы с воспитателями расписывали кусочки ткани в разных видах техники – холодный батик, штамповка. Мы, взрослые, сшили эти кусочки в лоскутные покрывала, и у нас с вами получилась своя осенняя, лоскутная сказка!

Дети фотографируются на фоне выполненных совместно с воспитателями и музыкальным руководителем лоскутных панно

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Танец к Дню Победы «Синий платочек»Танец к Дню Победы «Синий платочек» Синенький скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, Что не забудешь Ласковых, радостных встреч. Слова Я. Галицкого и Г.

Сценарий мероприятия «Мы-защитники»Сценарий мероприятия «Мы-защитники» МБОУ ДО ЦДТ «Прикубанский» «Вундеркинд» к/ш «Альтаир» ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ для детей младшего дошкольного возраста, в рамках Дня.

Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе «Знакомство с формой-шар, с цветом: желтый, синий» Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Знакомство с формой - шар, с цветом: желтый, синий» Цели. Совершенствовать.

Сценарий мероприятия «Моя Родина» «Я люблю свой город, потому что…» Восп: Нет в мире ничего лучше, чем родной город, где я родилась, где живу. Здесь мои родители, друзья.

Сценарий мероприятия «Дружба» Тема: «Дружба» Цель: развивать и совершенствовать внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность, навыки общения.

Сценарий мероприятия Сценарий ко Дню защиты людей с ограниченными возможностями «Наши сердца — Детям» 1. Гости рассаживаются 2. Начало концерта Ведущий: Добрый день дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое.

Сценарий осеннего мероприятия Конспект мероприятия осеннего праздника в детском саду «Василёк» с. Кистендей «Волшебница - осень». Воспитатель: Ковалевская Елена Борисовна.

Сценарий мероприятия «Масленица» Ведущий 1 -Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир.

Спортивный праздник «Белый, синий, красный»Спортивный праздник «Белый, синий, красный» IMG]/upload/blogs/detsad-300035-1472151364.jpg[/IMG] [IMG /upload/blogs/detsad-300035- 472151379.jpg[/IMG] Звучит музыка Ведущий.

Танец «Синий платочек» Видео В г. Гулькевичи проходил фестиваль посвящённый 70-тию великой победы!Мои дети Детского сада №16 п. Внис принимали участие. Съехались детки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия «Синий лён»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 18:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мероприятия «Синий лён»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Липатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД