Анастасия Грачёва
Дидактическая игра «Геоборд» или «Рисование резинками»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт дидактической игры «Геоборд» или рисование резинками.
Автор – Грачёва Анастасия Андреевна.
В соответствии с ФГОС ДО одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Задача педагога - развитие у детей познавательной активности и интеллектуально - творческих способностей через совместную познавательно - исследовательскую, игровую деятельность. В этом может помочь дидактическая игра «Геоборд» – это многофункциональная геометрическая доска для создания плоскостных изображений. Возможности геоборда широки.
Публикация «Дидактическая игра „Геоборд“ или „Рисование резинками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры с резиночками
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
В чем польза Геоборда?
Геоборд - это многофункциональная дидактическая игра, для развития коммуникативных, игровых, познавательно-исследовательских и конструкторских способностей.
Игра Геоборд подходит детям от 3 до 7 лет. Уникальность игры в ее многовариативности. Варианты игр легко моделировать и адаптировать практически под любые возможности и возраст ребенка.
Геоборд приносит неоценимую пользу на занятиях математикой и грамматикой. С его помощью удобно изучать цифры, буквы, геометрические фигуры. Через зрительные восприятие и тактильные ощущения идет воздействие на сенсорное развитие, развивает мышление, восприятие, внимание, память, воображение, стимулирует мелкую моторику, речь, глазомер. В процессе игры у ребенка обогащается словарный запас, расширяются представления об окружающем мире, развивается усидчивость, терпение, любознательность и познавательная активность.
При рисовании резинками активизируется познавательная активность, развивается логика, пространственное мышление, происходит знакомство с пропорциями.
Игра с геобордом дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, формируются любознательность и познавательная мотивация.
В процессе «рисования» резинками, «превращения» одного объекта в другой и использования дополнительных элементов, развивает воображение и фантазию, что способствует получению творческих результатов во всех видах деятельности.
Работа с геобордом может быть индивидуальной и групповой. При работе в парах дети учатся общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т. е. происходит социально-коммуникативное и речевое развитие.
Геоборд служит пособием для развития логики, мышления, мелкой моторики рук в системе раннего развития детей.
Геоборд можно использовать как ежедневное обучающее пособие, способствующее познавательно-математическому развитию.
Данная игра рассчитана на возраст детей 3-7 лет.
Для детей 3 лет:
Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и тд). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т. д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.
Для детей 4 - 5 лет
Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия как взрослого, так и ребенка.
Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).
Для детей 6 – 7 лет:
Игра «Цифры играют в прятки»
Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».
Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.
«Лото»
Каждый выбирает себе любую карточку, на которой изображен какой-нибудь предмет. С помощью схем-подсказок ведущий начинает рисовать предмет на математическом планшете. Все остальные отгадывают. Кто большее количество картинок отгадает, тот и победил.
У детей дошкольного возраста игра — это способ знакомства с миром, процесс получения знаний, умений и навыков. С помощью игры развиваются и улучшаются важнейшие психические свойства и личностные качества ребенка, физические и творческие способности.
Игра с геобордом заключается в натягивании на колышки цветных резинок для получения всевозможных силуэтных изображений – букв, цифр, геометрических фигур, сюжетных картинок. Ребенок может повторить готовую схему или придумать свое собственное изображение.
Варианты игр с геобордом :
Игра «Сделай сам»
Цель: познакомить ребенка с игрушкой, развивать творческие способности. Материал: геоборд, цветные резинки.
Описание игры:
Познакомьте ребенка с основными элементами и функциями игрушки. Дайте ребенку в руки геоборд, предложите сосчитать колышки. Возьмите несколько резинок, покажите, как их натянуть на колышки. Объясните ребенку, что нужно сначала зацепить резинку за колышек, а потом растянуть в нужную сторону по прямой или наискосок. В процессе игры можно предлагать резинки разного цвета и размера.
Игра «Узор по образцу»
Цель: развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.
Материал: геоборд, цветные резинки, схемы узоров.
Описание игры:
Познакомьте ребенка со схемами узоров, которые есть в комплекте геоборда (также можно придумать самим или скачать разные варианты в интернете). Предложите выложить узор на поле геоборда, используя соответствующее положение, цвет и количество резинок, заданное на схеме или образце.
«Буквы», «Цифры», «Геометрические фигуры»
Цель: знакомство с буквами, цифрами, геометрическими фигурами; развитие умения работать по схеме или образцу.
Материал: геоборд, резинки, схемы или изображения букв, цифр, геометрических фигур.
Описание игры:
Разложите перед ребенком Геоборд, несколько резинок и схему буквы. Предложите ребенку рассмотреть букву, назвать ее и изобразить на поле геоборда с помощью резинок.
При наличии нескольких геобордов, можно организовать занятие по образцу. С помощью резинок изобразите букву на одной доске, задача ребенка повторить изображение на другой доске.
Аналогично простройте работу с цифрами и геометрическими фигурами.
Игра «Прятки»
Цель: закрепление знания букв, цифр, геометрических фигур; развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Материал: геоборд, резинки разного цвета.
Описание игры:
На поле геоборда «нарисуйте» цифру резинками одного цвета, а затем «спрячьте» ее в силуэте какой-нибудь фигуры, используя резинки другого цвета. Предложите ребенку угадать спрятанную цифру. Другой вариант – ребенок «прячет» цифры, взрослый угадывает.
Вариант коллективной работы: предложите детям вспомнить какие цифры они знают. Выбрать любую цифру, выложить ее на поле геоборда одним цветом. А затем «спрятать», превратить ее с помощью резинок другого цвета в силуэт чего-нибудь. По готовности дети представляют друг другу получившиеся изображение и угадывают у кого какая цифра спрятана.
Аналогично прятать можно буквы и геометрические фигуры.
Игра «Часть и целое»
Цель: развитие глазомера; формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формирование умения называть части, полученные от деления, сравнения целого и части, понимания, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Материал: геоборд, резинки разного размера и цвета.
Описание игры:
Выложите на поле геоборда большую фигуру. Затем предложите ребенку, проводя «линии» резинками, разделить фигуру на равные части или на максимальное количество частей. Рассмотрите с ребенком получившиеся части, посчитайте их количество, обсудите результат.
«Ориентирование в пространстве»
Цель: совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимания смысла пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закрепление знаний названия геометрических фигур, цвета и величины.
Материал: геоборд, маленькие резинки для творчества, плоские геометрические фигуры.
Описание игры:
«Изобразите» с помощью резинок на поле геоборда несколько геометрических фигур. Предложите ребенку ответить на вопросы по местоположению фигуры. ( п: Где находится желтый квадрат? Сколько треугольников сверху).
Предложите ребенку расположить на поле геоборда определенные фигуры, определенным образом ( п: Расположи снизу большой зеленый квадрат, а сверху маленький желтый.)
Игра «Оживляем. Чудесные превращения»
Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики рук. Материал: геоборд, цветные резинки, плоские геометрические фигуры.
Описание игры:
На поле геоборда изобразите квадрат, прямоугольник, треугольник, прямую или ломанную линию. Обсудите с ребенком, что изображено. Предложите дополнить изображение с помощью резинок и геометрических фигур, чтобы получилась интересная «ожившая» картина. Обсудите, во что превратилась фигура.
Игра «Иллюстрирование. Загадки»
Цель: развитие логического мышления; развитие умения создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развитие фантазии и речи
Материал: геоборд, резинки разные по цвету и размеру.
Описание игры:
Предложите ребенку отгадать загадку, а ответ «изобразить» резинками на поле геоборда.
Загадки:
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл, Красну шапочку нашёл.
(Гриб)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный
(Арбуз) Зимой - звезда, Весной - вода.
(Снежинка)
Таким же образом можно иллюстрировать сказки и стихотворения.
«Занимательная математика»
Цель: упражнение в составлении изображения, используя определенное количество резинок.
Материал: геоборд, набор резинок.
Описание игры:
Предложите ребенку отсчитать 5 резинок, проверить и положить их перед собой. Дайте задание, на поле геоборда, используя эти резинки, выложить два равных треугольника. Уточните с ребенком, как выглядит треугольник, и сколько нужно резинок, если использовать одну на каждую сторону. При обсуждении проговорите, что можно «пристроить к одному треугольнику другой снизу, слева или справа».
Далее дайте задание составить два равных квадрата, используя 7 резинок.
Игра «Сравнение», «Большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий»
Цель: развитие умения сравнивать по величине, высоте, длине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче.
Материал: геоборд, набор разноцветных маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Изобразите с помощью резинок на поле геоборда предмет маленького размера. Предложите ребенку изобразить такой же предмет, но большего размера. Сравните изображения, обсудите результат.
Изобразите с помощью резинки определенного цвета на поле геоборда вертикальную линию. Предложите ребенку рядом изобразить с помощью резинки другого цвета линию выше или ниже. Сравните линии, обсудите результат.
Изобразите с помощью резинки определенного цвета на доске геоборда горизонтальную линию. Предложите ребенку изобразить с помощью резинки другого цвета линию длиннее или короче. Сравните линии, обсудите результат.
«Угадай и нарисуй.»
Цель: развитие умения пространственного ориентирования; развитие глазомера, логического мышления.
Материал: геоборд, набор цветных резинок.
Описание игры:
Положите перед ребенком геоборд. Предложите подумать и ответить на вопрос:
сколько одинаковых элементов можно поместить на поле. ( п: сколько квадратов можно разместить на геоборде? Сколько одинаковых домиков можно сделать). Далее ребенок может проверить свой ответ практически с помощью резинок на поле геоборда. Обсудите получившийся результат.