Анна Лучшева
Дежурства в детском саду старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дежурства - это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы (работы по столовой,работы в уголке природы и т. д.) направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Темочки:
Задачи дежурства :
- Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя
- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива
- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.
Роль ребенка: помощник взрослого.
Количество детей-дежурных может быть различно : пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.
При назначении дежурных нужно учитывать навыки детей:
Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой, уметь договариваться.
Выделяют три вида дежурства : дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.
Дежурство по столовой
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Дежурства это одна из форм организации труда детей предполагающая обязательное выполнение ребенком работы работы по столовой работы в уголке природы и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-446951-1619339113.jpg)
Старшая группа на дежурство по столовой назначается по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше с прогулки (быстро переодеваются, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым.
Дежурство в уголке природы
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 направленной на обслуживание коллектива](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-446951-1619339342.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-446951-1619339376.jpg)
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы (начинается с начала года). Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Несмотря на кажущийся незначительный результат труда дежурства имеют большое значение в воспитании детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-446951-1619339617.jpg)
Дежурства на занятиях.
Помощь может быть оказана как перед занятием. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, раздать салфетки, разложить кисточки и т. д.
Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие».
Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.