Александра Штанько
Консультация «Для чего нужно детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужно детское экспериментирование.
Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. Ребенок в день может задать десятки вопросов,а взрослому желательно ответить,но еще лучше если показать.
В период всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование. О котором сегодня и пойдет речь.
Публикация «Консультация „Для чего нужно детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Достоинство экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Ведь только попробовав ребенок не только поймет,но и запомнит. В момент эксперимента происходит обогащение памяти, активизируется мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном и формулировать обнаруженные закономерности, а также делать выводы.
У дошкольников преимущественно наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком заученных знаний, а формирование у него эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. И это не значит,что нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали большое колличество сложных терминов и фраз и умели их правильно применять. Гораздо нужнее воспитывать у детей интерес к явлениям природы, желание и умение наблюдать и понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано и как это происходит.
Вывод такой, экспериментирование — это эффективный способ обучения детей опытно- исследовательской деятельности во всех формах и видах. А также развивает самостоятельность у ребенка. Задает предпосылки к развитию познавательного интереса к восприятию окружающего мира,ведь дети весьма любознательны.
Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Условия и организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Наверняка в каждой группе есть уголок для экспериментирования. Перед тем как начать любой эксперимент или опыт мы с ребятами сначала знакомимся, с оборудованием и правилами поведения и конечно же проговариваем технику безопасности. Работа в уголке предполагает превращение детей в ученых или лаборантов которые проводят опыты, эксперименты. Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Китайская поговорка. Воспринимается все основательно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?».
Чем можно наполнить уголок эксперимента :
Лупы, увеличительные линзы, чашечные весы, песочные часы, магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды и колбы разного объема: пластиковые стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, песок (разный по цвету, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кора деревьев, веточки.
Бросовый материал: мех, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные палочки, пластмасса, металлические предметы;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька,газеты.
Гуашь, акварельные краски;
Прочие материалы: зеркала, пуговицы, макароны, гречка,пшено, соль, формочки, стейки, нитки,веревки.
В ходе опытов и экспериментов дети :
Интересуются различными предметами
Пытаются объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
Учатся выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире;
Самостоятельно фиксируют результаты;
Применяют свои знания в жизни.
И с особым интересом свои новые знания они показывают и рассказывают родителям дома.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Вывод: у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Психологи рекомендуют приступать к экспериментированию именно в старшем дошкольном возрасте. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.