Людмила Миронычева
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала»
▼ Скачать + Заказать документы
Из истории праздника
Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвященного древнему языческому богу Купале. Праздник сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
Публикация «Развлечение для детей старшего дошкольного возраста „Праздник Ивана Купала“» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали. Характерная примета Иваны Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, сберегали, считали более целебными. Главным героем растительного мира считался в Иванов день папоротник, с которым связывались предания о поиске кладов: с цветком папоротника, раскрывающемся раз в году, в полночь на Иванов день, можно увидеть все клады. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы вьют и опускают в речку венки с зажженными лучинками или свечками. В Иванову ночь следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от нападения нечистой силы – ведьм, колдунов, леших. Когда-то праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых и важных в году.
Действующие лица
Ведущая, Бабушка Матрена, Кот Музик, Колдунья, Леший.
Декорации и реквизит
Избушка (плоскостная); имитация папоротника, цветок, 2-3 деревца; 2 веника (метелки, собранные вместе и быстро разъединяющиеся, кегли (по 4-5 на каждую команду); имитация крапивы, канат, платочек, колокольчики, ветки, легкое ведерко с водой.
На переднем плане – избушка. Звучит фонограмма народной музыки, дети рассаживаются.
Ведущая В одной деревне жила-была бабушка Матрена, и был у нее кот Музик.
Выходит бабушка Матрена.
Бабушка Матрена Кис-кис-кис! Иди, мой дружок, котик Музик, попей молочка, чтобы голос у тебя был сильный, добрый и музыкальный!
Появляется кот Музик.
Музик Мяу-мяу, спасибо, моя добрая хозяюшка, но только я быстренько попью и побегу, я должен идти за волшебным цветком папоротника.
Матрена А для чего он тебе понадобился-то?
Музик Да ты разве забыла? Завтра же самый древний летний праздник – день Ивана Купала, а папоротник цветет только в этот день, вернее в ночь!
Матрена Да тебе-то он зачем?
Музик О! Этот цветок папоротника творит чудеса: с его помощью я могу подарить радость каждому, до кого этим цветком дотронусь. И прежде всего я хочу осчастливить тебя, дорогая хозяюшка. Даже клад для тебя могу найти! Ведь ты всегда так хорошо ко мне относишься!
Матрена А куда же ты пойдешь? Ты хоть знаешь, где папоротник растет?
Музик Все самые смелые и решительные ищут его в одном потаенном месте, до которого еще нужно дойти. Так что я пошел, а то кто-нибудь опередит меня. До свидания, бабушка Матрена!
Матрена Счастливой тебе дороги, Музик, и удачи!
Кот убегает. Смена декораций: избушка заменяется декорациями лесной полянки.
Звучит песня «Вместе весело шагать», идет кот Музик, навстречу ему Колдунья.
Колдунья Куда это ты направился? Здесь пока еще мое царство! Я все знаю! За цветком папоротника идешь? Легко его заполучить хочешь! А вот я не допущу того! Я – Колдунья, цветок в моем лесу растет. Захочу – отдам, захочу – нет! Кое колдовство сильное…
Музик Ты, Колдуньюшка, ведь вовсе не такая злая, чем же я-то тебя так расстроил?
Колдунья И ходют, и ходют здесь… Хватит! Покоя нет… Больше никого не пущу, колдовать стану – погублю!
Музик Так я же хотел своей хозяйке радость принести, она уже старенькая, но такая добрая! Она часто просит меня спеть ей песенку или поиграть на дудочке. И ее радую, чем могу, но с цветком папоротника я сделал бы счастливой и ее и друзей.
Колдунья И я тоже старенькая, и мне радости мало. Ску-у-чно! Ты бы немного развлек меня что ли, спой мне и загадки мои отгадай!
Музик А можно мне ребята будут помогать?
Колдунья Да пущай помогают, мне же еще веселей!
Дети и кот Музик поют песенку «Улыбка»
Колдунья Ну спели-то вы хорошо. Теперь слушайте мои загадки, посмотрим, как вы их отгадаете! Вот первая: «Не шмель, не пчела, а жалит» (Крапива). А вот еще:
В лесу на одной ножке
Выросла лепешка. (Гриб)
А вот и третья:
Перед праздником цветет,
Его знает весь народ.
Кто найти его сумеет –
Счастье многим принесет! (Цветок папоротника)
Дети отгадывают все загадки.
Колдунья Ну-у, загадки вы тоже отгадали. Просто они были несложными. Зато я знаю трудную игру. Хотите в нее поиграть? (Дети отвечают.) Но она трудная!
Дети Хотим, хотим!
Колдунья Тогда становитесь в две команды!
Дети старшей группы строятся в две колонны друг за другом.
Колдунья Ой, команды-то две, а веник у меня только один. Без колдовства тут не обойтись. Чтобы из одного веника два сделать, нужно вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать «Умба-тумба-превращумба! Обернусь, повернусь и надвое разделюсь!»
Дети выполняют задание, веник-метла в руках у колдуньи легко разделяется на два; она вручает каждой команде по одному венику.
Колдунья Вот теперь, ребятушки, покажите свою удаль: надо верхом на метле пролететь «змейкой» туда и обратно между кеглями, но ни одну не уронить. Сумеете? (Дети отвечают) Тогда – три, два, один – кто-то побе-дит!
Проводится эстафета.
Колдунья Ну что ж… вы хорошо справились с этой трудной игрой. Молодцы! А вы помните – чего это мы тут с вами разыгрались?
Дети Да! Сегодня праздник Ивана Купалы, мы помогали коту Музику продолжить путь, чтобы найти цветок папоротника.
Колдунья Ну, раз обещала, раз повеселилась с вами, то так и быть: проходи, кот Музик, но помни: только ты лапу к цветку протянешь – будут всякие чудища появляться, но будут они невидимыми. Струсишь – не видать тебе не радостей, ни цветка. Возьми крапиву – будешь ей от них обороняться. Они ее боятся, а еще хорошей, веселой музыки. Возьми и меня с собой.
Музик Пойдем, вместе веселей.
Звучит походная музыка, навстречу идет Леший.
Леший Нет, ну ты посмотри! Опять идут. Вы-то куда идете?
Музик А что, перед нами уже прошли? А кто?
Леший И идут, и пролетают, и пробегают… Вот совсем недавно косари с косами прошли, филин пролетел, девицы-красавицы с веночками…
Музик Ну, вот! Они-то объяснили тебе, куда и зачем идут-спешат?
Леший Да за каким-то цветком волшебным… как его…
Музик Цветок папоротника?
Леший Вот-вот! За ним. И вы тоже за ним?
Музик А пойдем вместе?
Леший Да нет уж! Я какой-то усталый, а это далеко. Не дойду я.
Колдунья Да ты что это, Леший!
Да ты посмотри на наших-то ребят!
Десять – слева, десять – справа,
Становись-ка вместе с ними
Перетягивать канат!
Дети средней группы соревнуются в перетягивании каната.
Колдунья Иди, иди, Леший, помоги деткам! Убедись, что силы еще есть! Не раскисай, играй!
Леший помогает то одной команде, то другой. Потом вытирает пот и обращается к коту Музику.
Леший Ну вот, теперь я совсем устал.
Дети младшей группы играют в игру «У оленя дом».
Леший Да! Я тут слышал разговор: если цветок сорвешь, то, когда обратно возвращаться будешь, ни за что не оборачивайся! А то беда случится. Помни это!
Музик Спасибо тебе за совет, за помощь, пойдем с нами! (Уходит, выходит с другой стороны сцены, принюхивается.) Где-то, где-то здесь, совсем близко должен быть цветок! И спросить-то не у кого… Поищу еще… (Обращается к детям) : Ребята, знаете, как трудно найти что-то, особенно, если не ведаешь, где оно? Вы мне не поможете, не подскажете?
Дети Мы не знаем, где цветок.
Музик Ну, тогда помогите мне позвать Колдунью, она все знает, может, подскажет? А вы присоединяйтесь, и все вместе мы, может быть, найдем цветок.
Колдунья Я так и знала, что без моей помощи не обойдется. Ну что ж… Ребята, я знаю то место, где вырос цветок папоротника. Сейчас мы с вами подскажем коту Музику, но не словами, а по-другому. Мы завяжем ему глаза, а вы внимательно слушайте мой колокольчик и своими колокольчиками повторяйте все с точно такой же силой звучания; если Музик идет в противоположную от цветка сторону – я и вы не звоним колокольчиками вообще, если не туда, а вбок – звоним тихо-тихо, а если идет правильно – звоним как можно громче.
Проводится музыкальная игра «Найди цветок с колокольчиком»
Музик Ой! Чьи это там огромные когти меня царапают? Ой-ой! Кто это схватил меня за лапу и не отпускает? (Снимает повязку с глаз) А вот вам! Вот вам! (Хлопает крапивой, отпугивает) Ага, испугались! (Вытаскивает цветок из-под прикрытия)
Музик Ура! Нашел! Сорвал! Тихо, ребята, тише, тише! (Делает вид, что прислушивается) А цветок-то и вправду волшебный, он что то мне говорит… Ну конечно! А как же, дорогой цветок! Это же традиция! Это же такой праздник, он так и называется – «Иван Купала». Мы обязательно всех-всех омоем брызгами радости
Слегка брызгает на детей.
Колдунья Дотронься до меня, кот Музик, цветком – и я передам полученную радость детям!
Колдунья и Леший разжигают традиционный костер.
Музик Вставайте, девочки, в хоровод вокруг костра.
Девочки исполняют хороводный танец.
Авторы воспитатели: Гурьева Л. и Балябина Н.