Получи документы

Детское исследование как метод обучения

Эмилия Михайловна Ерошко
Детское исследование как метод обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Детское исследование как метод обучения.

Ерошко Эмилия Михайловна МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер. И таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Публикация «Детское исследование как метод обучения» размещена в разделах

Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся;

• педагог ставит проблему. Но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

• на третьем, высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб. П. Брандвейн, А. Леви и др.).

Педагогу важно:

• Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.

• Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.

• Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.

• Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

• Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.

• Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений.

• Поощрять и всячески развивать критическое отношений к исследовательским процедурам.

• Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

• Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

• Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• выработку гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).

Детализированная последовательность исследовательского обучения.

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные – идеи).

5. выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработать методику поведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщения по результатам исследования и др.).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

Темы для исследовательской работы детей.

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из - под продуктов питания и косметики. А может быть даже «сконструировано» несуществующее животное с какими – то новыми, необычными возможностями.

Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы 9вода, камни, небесные светила). Например, вместе с детьми проведем экспериментирование с волнистыми попугайчиками – проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами, с явлениями неживой природы.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. например, вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак. Устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов.

Правила выбора темы:

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопросы. Задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необходимости, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Программа учебно-исследовательской деятельности детей в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

1. Подпрограмма «Тренинг».

Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

2. Подпрограмма «Детская исследовательская практика»

Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3. Подпрограмма «Мониторинг».

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения; защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др. Выделим наиболее важные показатели и оценочные параметры.

Во – первых, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

Во – вторых. Важным становиться не столько результат, сколько процесс ребенка в ходе экспериментирования; то есть оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает, и выделяются такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации, рефлексивные навыки (умение формулировать выводы, аргументировать свои суждения.).

Для определения отношения детей к экспериментированию используются методики «Радости и огорчения», «Выбор деятельности», «Маленький исследователь». Например, методика «Маленький исследователь» включает в себя выбор картинок со схематичным изображением уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Воспитатель предлагает детям 3 раза ответить на вопрос и сделать выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. Чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Выборы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Подсчет суммы выборов и суммы баллов по группе позволяет судить о преобладающих интересах детей. Уровень развития любознательности, познавательной активности можно исследовать с помощью методики В. С. Юркевича «Древо желаний»

Литература:

1. Е. В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников – Волгоград.

2. Наугольных. И. Р. «Развивающие технологии в детском саду, или Как вырастить почемучек» - Дошкольная педагогика. – 2008. -№8.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников «Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников» Сообщение для педагогов о роли проектного метода в ДОУ, как инновационном.

Электронные игры — эффективный метод обучения дошкольников правилам дорожного движения Цель: передача педагогом-мастером опыта по ознакомлению воспитанников старших и подготовительных групп с ПДД в целях обеспечения безопасности.

Детское исследование естественнонаучной направленности «Самодельная масса для жевательных конфет». Старшая группа Цель: Познакомить детей с сахаром и его свойствами. Опытно-экспериментальным путем выявить особенности вещества. Учить детей пользоваться.

Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание,.

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению Методическая разработка. Тема: «Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению». Подготовила: воспитатель Тихонова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детское исследование как метод обучения
Опубликовано: 30 октября 2016 в 09:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское исследование как метод обучения» (включая файлы) размещена пользователем Эмилия Михайловна Ерошко (УИ 54098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД