ирина фадеева
Детско-творческий проект «Что такое школа?»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : социальный, познавательный, творческий.
По числу участников проекта : дети 6-7 лет, родители, педагоги, инструктор по физической культуре - Лепешова Ю. Д.
По времени проведения: краткосрочный (2 недели)
с 1по 14 февраля
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – школы №9;№6, библиотека.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Публикация «Детско-творческий проект „Что такое школа?“» размещена в разделах
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Начальная школа- это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка. Он открывает для себя совершенно новый мир. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения ребенка с социальным миром будут определяться его новой социальной позицией- ролью ученика. У ребенка в этом возрасте уже должна быть сформирована культура общения и культура поведения со сверстниками и взрослыми, культура организации совместной деятельности, сотрудничества, умение организовывать собственный досуг, свою деятельность. Поэтому мы считаем, что прежде чем ребенок пойдет в школу родители и воспитатели обязаны подготовить его к этой новой социальной роли- роли школьника.
Беседуя с детьми на тему: «Мы - будущие школьники», у детей возник ряд вопросов: «Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Почему мы должны идти в школу?» и вообще - «Что же такое школа?»
Возникла проблема, решением которой и стал детско-творческий проект :
«Что такое школа?»
Цель проекта :
Формирование представлений о школе и положительного отношения к школьной жизни у детей 6-7 лет.
Задачи:
Расширение знаний детей о школе, профессии учителя;
Активизация словаря детей по теме проекта;
Расширение знаний о режиме дня школьника, о физических упражнениях, необходимых для успешной учебы в школе;
Формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»;
Развитие творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
Осуществление связи ДОУ со школой в вопросах преемственности;
Повышение педагогического просвещения родителей в вопросах готовности детей к школьному обучению;
Воспитание положительного отношения к сверстникам и учению.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей
Обогащение представлений детей о школе, об обучении и профессии учителя;
Систематизация знаний детей о режиме дня школьника (умение планировать свою деятельность, о физических упражнениях, необходимых для успешной учебы в школе;
Положительное отношение детей к школе и желание учиться;
Снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
Укрепление связей между детским садом, семьей,школой.
Для родителей
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
Повышение знаний о деятельности в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество с педагогами, совместную деятельность с детьми в реализации проекта.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I Этап - предварительный:
Модель " трёх" вопросов"
Важно было установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им пополнить недостающие сведения. Удачным приёмом послужила "Модель трёх вопросов".
Что мы знаем? Что сделать, чтобы узнать?
В школе учатся дети.
Никита Е.
Там есть разные уроки: математика, чтение, русский.
Оля Д.
В школе есть перемена.
Ксюша В.
Что хотим узнать?
Почему дети идут в школу в 7 лет?
Клим К.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко?
Саша У.
Как учились наши родители?
Гриша Г.
Есть ли в школе правила?
Аня И.
Что сделать, чтобы узнать?
Спросить у родителей.
Матвей Ш.
Прочитать в книгах.
Ксюша К.
Сходить на экскурсию в школу.
Савелий Г.
Пригласить учеников чтобы рассказали о школе.
Катя Л.
Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте.
Разработка плана мероприятий по теме проекта совместно с инструктором по физической культуре.
Подбор художественной литературы для чтения, презентации, конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей.
Подбор наглядно – информационного материала для просмотра.
Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений.
II Этап «Практический»
План реализации проекта
1 неделя
Тема: «Что мне в школе пригодиться»
Цикл занятий и бесед:
Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня
Беседа «Школьная форма», «Какие предметы, помощники в школе?».
НОД «Рассматривание картины «Школа»
Презентация:
«Осанка» (инструктор по физической культуре)
Чтение художественной литературы: пословицы,поговорки о школе,книгах,учении и труде;Н. Носов «Незнайка учится»; Л. Толстой «Филиппок»; О. Дриз «Когда человеку шесть»
Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…».
Синквейны о школе (создание книжки)
Дидактические игры: «Добавь букву» ,«Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Что вам в школе пригодится».
Сюжетно – ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары», «Один день в школе».
Графические диктанты (ориентировка на листе бумаги)
Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого,настоящего.
Аппликация «Школа будущего».
Экскурсия в школу №9 (посещение урока, знакомство с учителем)
Разучивание песни Шаинского «Чему учат в школе»
Взаимодействие с родителями:
Объявление о начале реализации проекта.
Консультации для родителей:«Что должен знать ребенок, который собирается в школу»; «Профилактика нарушения осанки у дошкольников» (инструктор по физической культуре).
Подбор фото и видео материалов по теме проекта.
Практический выход:встреча с учениками – выпускниками детского сада». (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.); создание лэпбука «Скоро в школу».
2 неделя
Тема: «Мы-будущие школьники»
Цикл занятий и бесед:
Беседы: «Что мы знаем о школе»; «Скоро в школу мы пойдем»;
Рассказ воспитателя «История возникновения школы»
НОД «Кто нас учит в школе»
Презентация:
«Школы других стран»
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».
Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.
Чтение художественной литературы: Н. Некрасов «Школьник»;
И. Лысцов «Как тетрадка родилась»; М. А. Панфилова «Школа»; Л. Барбас «Кому нужна пятёрка»; А. Барто «Первоклассница».
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.
Рисование «Картинки для азбуки», «Оживи буквы», «Что тебе понравилось в школе».
Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению).
Сюжетно-ролевая игра "Один день в школе".
Игры на плоскостное моделирование: Танграм», «Колумбово яйцо»; шахматы, шашки.
Игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и др.
Взаимодействие с родителями:
Создание индивидуального лэпбука «Я - будущий школьник» (семья Зверевых)
Презентация «Династия педагогов» (семья Костаковых)
Консультация «Скоро в школу»
Вечер воспоминаний «Мы тоже были учениками»
Взаимодействие с педагогами:
Фотовыставка «Школьные годы наших педагогов».
Практический выход: открытый показ НОД «Что такое школа?»; выставка продуктов детской деятельности; фотовыставка «Школьные годы наших педагогов», «Наши родители-школьники».
III Этап «Заключительный».
В ходе реализации проекта, мы пришли к выводу, что у детей сформировалось положительное отношение к школе, снизилась тревожность, дети получили больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками. Родители помогли в создании предметно-развивающей среды, для обогащения жизненного опыта детей, а также повысилась их компетенция в формировании у детей «позиции школьника». Участвуя в проекте и замечая особый интерес детей именно к их школьной жизни, они предложили провести вечер воспоминаний «Мы тоже были учениками». Родители подготовили интересные рассказы, принесли свои тетрадки, дневники, аттестационные листы. У кого-то сохранились пионерский галстук, октябрятский значок, что вызвало новую волну детских вопросов, на которые с удовольствием отвечали родители.
Преемственность, возникшая в ходе реализации проекта (детский сад-родители-школа, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка,не только в детском саду, но и в школе, будет способствовать сохранению, укреплению его физического, психического здоровья, а это одна из важнейших задач образования, его основной результат.