Валентина Шошина
Детско-родительский проект по конструированию и ФЭМП «Приключения Самоделкина в городе Математики»
Пояснительная записка.
В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию с использованием строительного материала, конструкторов и пособий. В современных программах о дошкольном воспитании эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструктивная деятельность таит в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка. Она помогает развитию таких важных мыслительных процессов как анализ, синтез, операция сравнения, классификация, способность к комбинированию, устный счёт.
Публикация «Детско-родительский проект по конструированию и ФЭМП „Приключения Самоделкина в городе Математики“» размещена в разделах
- Дома, улицы, город. Конструирование
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Этот вид деятельности:
- формирует умение предвидеть будущий результат;
-воспитывает самостоятельность;
-способствует творческому развитию;
-развивает пространственное и логическое мышление;
-способствует развитию речи.
- формирует элементарные математические представления
Все эти задачи должны содействовать тому, что ребенок, открыв законы эстетики, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без участия педагога, решая творческие задачи и обыгрывая созданные им конструкции.
Цель проекта : Формирование элементарных математических представлений, через развитие конструктивных способностей ребенка.
Задачи проекта :
1) Вызывать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала;
2) Формировать у детей математические навыки через практическое конструирование с использованием схем, инструкций и чертежей;
3) Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности форм предметов и конструкций средствами конструктора;
4) Познакомить детей со свойствами строительного материала и правилами использования при сооружении построек;
5) Развивать умение планировать процесс создания собственной модели;
6) Стимулировать развитие речи и коммуникативных способностей, воображения, фантазии;
7) Развивать умение работать в команде над созданием совместных проектов;
8) Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, умение работать в коллективе;
9) Развивать интерес к творческому решению поставленных задач, стремление к поиску нового и оригинального.
Формы организации:
1. Занятия по конструированию в рамках программ по «ФЭМП», «Художественному творчеству»
2. Совместная деятельность с воспитателем в группе.
3. Свободная деятельность в группе.
4. Совместная деятельность с родителями.
5. Мастер классы по обучению приемам и методам работы с конструкторами для родителей и детей
Основные принципы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- обучение от простого к сложному;
- применение счёта, схем, чертежей в работе;
- доступность, наглядность, безопасность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания.
Продолжительность проекта : среднесрочный (2 месяца).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители (законные представители).
Вид проекта :
Практико-ориентированный. Игровой. Комплексно - творческий.
Этапы работы над проектом.
1) Подготовительный:
1) Сбор материала.
2) Проведение родительского собрания с целью ознакомления с проектом, привлечение к активному сотрудничеству;
3) Проведение мастер – классов;
4) Проведение индивидуальных консультаций с родителями по разделу конструирования
5) Беседа с детьми и родителями, составление макета «Приключения Самоделкина в городе Математики».
2) Основной:
Совместная продуктивная деятельность.
Распределение макетов домов изготовленных дома, определение районов будущего города.
Проведение занятий по конструированию
Конструирование из различных видов конструктора :
-Лего крупный и мелкий
-Пальчиковый конструктор
-Деревянный объёмный конструктор
-Пазловый
-Конструктор из плоскостных геометрических фигур
-Магнитный
-Разборный домик
-Конструктор «мультитехник»
-«Уникум»
-Блоки Дьенеша
-Палочки Кюизенера
-Конструирование из счетных палочек
-Лабиринт
-Танграм
-Колумбово яйцо
-Монгольская игра
-Мозаика
-Шнуровка
-Конструирование из игр В. В. Воскобовича.
Вначале проекта дети конструировали из плоского конструктора, работали по схемам, а затем проявляли творчество в конструировании.
Затем перенос своих творческих задумок на объемный конструктор группы, каждый ребенок работал над своим объектом города.
В результате работы детей было построено несколько объектов города :
-ферма
-цирк
-детский дворик
-аквапарк
-ДЭПО
-кафе
- военная база
- аэропорт
- АЗС
- гоночная трасса и т. д.
Город был дополнен макетами, сделанные совместно с родителями и к ним дети достроили инфраструктуру города Самоделкина (заборы, дорожки, парки).
Далее была проведена с детьми работа по формированию математических представлений в разделах счет, величина и ориентировка в пространстве.
3. Заключительный:
Итог о проделанной работе.
Постройка города. Составление сметы города «Самоделкина». Демонстрация города для родителей группы. Изготовление фото-стенгазеты «Самоделкин - хоть куда, вышел город на Ура!»
Ожидаемый результат
В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:
• создание условий для подготовки развития предпосылок универсальных учебных действий через ФЭМП и конструирование;
• развитие у воспитанников устойчивого интереса к конструированию с использованием разного вида конструктора;
• развитие мелкой моторики кистей рук, умение использовать схемы, чертежи, работать в паре и в коллективе;
• формировать конструктивные умения и навыки, способствовать проявлению желания фантазировать, творить, конструировать.
Вывод: Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, умственного развития, но и развитие творческих конструктивно-инженерных способностей у детей.
Литература:
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги»-СПб. :Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.
2. Белякова О. В. «Волшебная бумага или бумажные фокусы».
3. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликация и мозаика» М. : Изд-во Эксмо; СПб. :Валерии СПД, 2004.
4. Шайдурова Н. В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» М: ООО «ТЦ Сфера», 2008.
5. Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала» М: Мозайка- Синтез», 2014.
6. Фешина Е. Ф. «Лего-конструирование в детском саду» М: ООО «ТЦ Сфера», 2012.
7. М. С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов» М: Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
8. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» М: ООО «ТЦ Сфера», 2