Ирина Попова
Проект по оригами «Приключения Самоделкина в городе Математикс»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приключения Самоделкина в городе Математикс»
Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство – Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Паспорт проекта
Название проекта : «Приключения Самоделкина в городе Математикс»
Тип проекта : практико-ориентированный.
Срок реализации: средней продолжительности.
Публикация «Проект по оригами „Приключения Самоделкина в городе Математикс“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты
- Темочки
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Образовательные области: ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Дети даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Цель: расширить представления всех участников проекта о технике оригами. Познакомить с модульным оригами.
Задачи:
Для детей:
• 1. Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомера, логического мышления, воображения.
• 2. Познакомить детей с базовыми формами оригами.
• 3. Познакомить детей с понятием модуль, модульным оригами.
• 4. Обучать техническим приёмам и способам создания различных поделок.
• 5. Изучить связь искусства оригами и математики.
• 6. Формировать умение следовать устным инструкциям, работе по схеме.
• 7. Воспитание волевых качеств: усидчивости, терпения, старательность, умения доводить работу до конца.
• 8. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Для педагогов:
1. Изучить литературу по теме.
2. Изучить связь искусства оригами и математики.
Для родителей:
1. Помочь организовать центр активности детского творчества.
2. Подготовить папку с пооперационными этапами складывания базовых форм.
3. Подготовить модули для модульного оригами.
Объект исследования: связь искусства оригами и математики
Предмет исследования: лист бумаги.
Продукт проекта :
Для детей:
Создание макета «Самоделкины в городе Математикс»
Для родителей:
-творческая выставка «Самоделкины».
Работа с родителями:
опрос
консультации
выставка детско-родительских работ
Предполагаемые результаты:
- умение детей читать схемы, запоминать условные обозначения, и самостоятельно выполнять работу без помощи педагога. ;
- знать специальные термины и условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки;
- знать базовые формы, как основу поделки;
- знать геометрических понятия (угол, сторона, диагональ, середина, угол и т. д.
- уметь ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному;
— знать математические отношения : цвет, форма, размер;
- точные движения пальцев;
- развитие связной речи;
- выразительность речи, речевое общение между детьми;
- уметь анализировать;
- аккуратно выполнять работу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В проекте выделены три этапа :
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
С детьми С педагогами С родителями
1, Создание детского центра активности «Оригами» Консультации на тему «Базовые формы оригами»
Консультации на тему: «Конструктивная деятельность и ее значение», «Занимательные игры и упражнения по конструированию», «Оригами из бумаги», «Модульное оригами».
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами» Помощь в организации центра активности детского творчества
3. Просмотр презентации на тему «Базовые формы оригами». Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами. Оформление стенда в родительском уголке на тему «Модульное оригами».
4. Чтение художественной литературы «Японский журавлик» Подготовить папку с пооперационными этапами складывания базовых форм
5. Диагностика детей подготовительной группы по конструктивной деятельности (по методике Щегловых О. и А.)
Второй этап – основной.
С детьми С педагогами С родителями
Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами. Организация мастер-класса по изготовлению поделок в технике оригами. Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей подготовительной группы.
Знакомство с техникой изготовления оригами. Одежда. Проведение интегрированных занятий по конструированию из бумаги (оригами). Консультация для родителей «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей».
Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности бумаги».
Знакомство с модульным оригами. Учим складывать модули. Помощь в создании методического пособия «пооперационные карты для занятий по оригами»
Учим соединять модули. Рыбка. Сердце. Цыпленок. Раздача брошюр для семей с упражнениями по отработке основных элементов складывания, с условными обозначениями, принятыми в оригами.
Изготовление поздравительных открыток ко дню Защитника Отечества с использованием модульного оригами.
Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат»,
«двойной квадрат»,
«книжка»,
«дверь»,
«дом»,
«треугольник»,
«блин»,
«воздушный змей»,
«бомбочка»,
«рыба»,
«катамаран»,
«лягушка»,
«птица»
И производные от этих форм поделки.
Занятия по коммуникации: «Расскажи о своей поделке»,
Игра «найди такой же» на закрепление математических отношений : цвет, форма, размер.
Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина.
Подвижные игры с использованием масок, выполненных в технике оригами :
«Воробушки и автомобиль»,
«Рыбак и рыбки»
Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами :
самолеты, кораблики, лодки, пароходы с двумя трубами.
Для сюжетно-ролевых игр: многоэтажные дома
Оформление коллективной работы
Мухомор, Песочница и Вечный Огонь
Изготовление счетного материала для занятий по ФЭМП. Цифры.
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей подготовительной группы посредством техники оригами.
С детьми С педагогами С родителями
Интегрированное занятие: «Приключения Самоделкина в городе Математикс» Интегрированное занятие по теме «Приключения Самоделкина в городе Математикс» рисование Выставка совместных работ с детьми «Самоделкины»
Диагностика результатов работы над проектом.
макет «Город Самоделкиных» макет «Город Самоделкиных»
Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. В процессе складывания фигур оригами мы учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии.
Работа по схемам, процесс складывания плоскостных фигур направлены на развитие восприятия, которое связано с различными операциями мышления. Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. В оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. При работе с прямоугольником и квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания прямоугольника и складывания из прямоугольника других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка и т. д. Поделки можно использовать для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости.
Всё–таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Складывание фигурок из бумаги оказалось делом невероятно увлекательным. Отличное занятие для всех. Перечислять плюсы такого увлечения можно долго. Это и развитие моторики, абстрактного мышления, усидчивости, внимания, концентрации и координации. И просто это интересно! Попробуйте – не пожалеете!
Используемая литература и сайты.
1. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург, 2006
2. Богатова И. «Чудесные поделки из бумаги», «Просвещение», 2007
3. Черенкова Е. А. «Оригами для малышей». «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.
4. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги». Санкт-Петербург,
5. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.
https://www.planetaorigami.ru/
https://stranamasterov.ru/
https://masterica.maxiwebsite.ru/