Гурьянова Александра
Детско-родительский проект «Играем вместе»
▼ Скачать
Проект «Играем вместе» во взаимодействии с родителями
С целью формирования словаря у детей 2-3 лет был разработан и реализован проект «Играем вместе» во взаимодействии с родителями.
Проблема: результаты входной диагностики развития словаря показали, что дети затрудняются называть трудовые действия, наречия, имена прилагательные и глаголы. Умение различать и называть имена существительные (название игрушек, обуви и одежды, названия животных) сформировано на более высоком уровне, но также требует развития. Анкетирование родителей на определения уровня осведомленности о необходимости формирования словаря «Как говорит ваш ребенок» показало, что родители недостаточно осведомлены о необходимости и важности развитию словаря детей, не уделяют этому должное внимание.
Публикация «Детско-родительский проект „Играем вместе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Актуальность: обогащение словаря у детей 2-3 лет происходит в процессе предметно-игровой деятельности, сюжетно-отобразительной игры. Родителям важно владеть умениями организации предметно-игровой деятельности, сюжетно-отобразительной игры, так как только в процессе системной работы по формированию словаря возможно достичь хороших результатов.
Вид проекта : развивающий, практико-ориентированный.
Участники проекта : воспитатель, дети 2-3 лет, родители.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Цель проекта : формирование словаря у детей 2-3 лет.
Предполагаемый результат на уровне родителей:
- Родители проявляют желание участвовать в проекте «Играем вместе» по формированию словаря у детей 2-3 лет;
- Родители знают об особенностях формирования словаря у детей 2-3 лет, возможностях игры в их развитии.
- Родители умеют организовывать совместную игровую деятельность с детьми, направленную на обогащение словаря у детей 2-3 лет.
Задачи проекта по взаимодействию с родителями:
- Развивать активность родителей, желание участвовать в совместной проектной деятельности по формированию словаря детей в процессе игровой деятельности;
- Формировать представления об особенностях формирования словаря у детей 2-3 лет, возможностях игры в их развитии.
- Формировать умения организации совместной игровой деятельности с детьми, направленной на обогащение словаря у детей 2-3 лет.
Предполагаемый результат на уровне детей:
- Дети проявляют потребность в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
- Дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
- Дети понимают речь, у них активизирован словарь.
- Дети умеют по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, называть их местоположение.
- Дети умеют выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
- Дети понимают речь взрослых без наглядного сопровождения.
- Словарь детей обогащен существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние; прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов; наречиями.
- Дети умеют использовать усвоенные слова в самостоятельной речи.
Задачи образовательной деятельности с детьми:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать потребность в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие задачи:
- Развивать понимание речи и активизировать словарь.
- Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, называть их местоположение.
Обучающие задачи:
- Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; формировать умение выполнять цепочку игровых действий, связанных одним сюжетом.
- Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
- Обогащать словарь детей: глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние; прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов; наречиями.
- Активизировать словарь: существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.
Продукт проекта : семейный альбом «Я играю и говорю», фотовыставка на тему «Я играю с мамой».
Формы работы с родителями: беседа, консультации, мастер-класс, семейная гостиная.
Этапы реализации проекта :
1. Ценностно-ориентированный этап.
2. Конструктивный этап.
3. Практический этап.
4. Заключительный этап.
5. Презентационный этап.
6. Оценочно-рефлексивный этап.
Изменение развивающей предметно-пространственной среды группы в рамках реализации проекта.
1. Центр конструирования и сенсорного развития: конструктор деревянный и пластиковый (крупный, технологические карты к конструкторам, наборы фигур диких и домашних животных, блоки Дьенеша, текстильные материалы по сенсорному развитию (шнуровки, альбом с видами тканей, игра «Собери маме бусы».
2. Центр искусства и творчества: раскраски «Одежда», «Транспорт».
3. Центр познавательного развития: настольно-печатная игра «Что где используется», домино с картинками «Мебель» и «Одежда», настольно-печатные игры «Дикие животные», «Домашние животные», энциклопедия «Предметы быта».
4. Игровой центр: куклы большие, набор одежды для кукол, набор «Столовая посуда», муляжи выпечки, набор «Больница», машинки, чемоданчики с инструментами, плоскостные силуэты машин.
5. Центр речевого развития: серии картинок «Посуда», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Одежда», настольно-печатные игры «Одень куклу на прогулку» и «Транспорт».
Таблица 1
Содержание совместной проектной деятельности
Этапы проекта Задачи Содержание Планируемый результат
1. Ценностно-ориентированный этап - Развивать заинтересованность у родителей к совместной деятельности по формированию словаря у детей. -Входная диагностика, определение уровня развития словаря.
- Анкетирование родителей «Развитие речи у детей 2-3 лет».
(Приложение В)
- Индивидуальные и групповые беседы с родителями, определение содержания проекта «Играем вместе».
- У родителей развита заинтересованность к совместной деятельности формированию словаря у детей.
2. Конструктивный этап -Определить цель проекта, его содержание;
- Осуществить поиск литературы, планирование содержания проекта.
- Поиск информации по теме проекта.
- Подборка различных видов игр в соответствии с задачами формирования словаря в раннем возрасте.
- Создание картотеки игр на обогащение словарного запаса (Приложение Ж).
- Индивидуальные и групповые беседы с родителями, определение содержания проекта «Играем вместе».
- Составление плана реализации проекта совместно с родителями.
- Определена цель проекта, его содержание.
-Подобрана литература, спланировано содержание проекта.
3. Практический этап - Обогащать и активизировать словарь детей в процессе реализации проекта;
- Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, формировать умение выполнять цепочку игровых действий;
- Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;
-Развивать активность родителей, желание участвовать в совместной проектной деятельности по формированию словаря детей в процессе игровой деятельности;
-Формировать представления об особенностях формирования словаря у детей 2-3 лет, возможностях игры в их развитии;
-Формировать умения организации совместной игровой деятельности с детьми, направленной на обогащение словаря у детей 2-3 лет. Формы работы с родителями:
- Консультация для родителей «Как активизировать словарь» (Приложение Е).
- Детско-родительский мастер - класс «Сюжетно-отобразительная игра как средство обогащения словарного запаса» (Приложение Д).
- Представление картотеки игр на обогащение словарного запаса (Приложение Ж).
- Индивидуальные консультации.
Форма работы с детьми:
- Организация сюжетно-отобразительной игры «Постираем платье кукле» в совместной деятельности (Приложение Г).
-Организация сюжетно-отобразительной игры «Одень куклу на прогулку» в совместной деятельности (Приложение Г).
- Организация сюжетно-отобразительной игры «Строим гараж» в совместной деятельности (Приложение Г).
- Организация сюжетно-отобразительной игры «Лечим куклу Машу» в совместной деятельности (Приложение Г).
- Организация сюжетно-отобразительной игры «Накормим куклу Катю» в совместной деятельности (Приложение Г).
- Организация сюжетно-отобразительной игры «Ремонтируем машину» в совместной деятельности (Приложение Г).
- Организация сюжетно-отобразительной игры «Купание куклы Аленушки» в совместной деятельности (Приложение Г).
- У детей обогащается и активизируется словарь в процессе реализации проекта.
- Дети умеют выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, формируется умение выполнять цепочку игровых действий.
- Дети понимают речь взрослых без наглядного сопровождения.
- У родителей развивается активность, желание участвовать в совместной проектной деятельности по формированию словаря детей в процессе игровой деятельности.
- У родителей сформировано представления об особенностях формирования словаря у детей 2-3 лет, возможностях игры в их развитии.
- У родителей сформированы умения организации совместной игровой деятельности с детьми, направленной на обогащение словаря у детей 2-3 лет.
4. Заключительный этап - Организовать деятельность родителей и детей по созданию фотоотчетов, продуктов проекта
рисунков «Играем вместе»;
- Составить сценарий семейной гостиной «Играем вместе».
- Оформление семейных альбомов «Я играю и говорю», подготовка альбомов к презентации на семейной гостиной «Играем вместе».
- Консультирование родителей по составлению альбома «Я играю и говорю».
-Оформление фотовыставки «Я играю с мамой».
- Составление сценария семейной гостиной «Играем вместе» (Приложение З).
- Организована деятельность родителей и детей по созданию фотоотчетов, продуктов проекта
рисунков «Играем вместе».
-Составлен сценарный
семейной гостиной «Играем вместе».
5. Презентационный этап - Организовать проведение презентации проекта, обмен семейным опытом по формированию словаря у детей 2-3 лет;
- Сформировать у родителей ценностное отношение к совместной с ДОО деятельности по формированию словаря. - Проведение семейной гостиной «Играем вместе» (Приложение З).
- Фотовыставка «Я играю с мамой».
- Презентация семейных альбомов «Я играю и говорю».
- Организовано проведение презентации проекта, обмен семейным опытом по формированию словаря у детей 2-3 лет.
- У родителей сформировано ценностное отношение к совместной с ДОО деятельности по формированию словаря.
6. Оценочно-рефлексивный этап - Организовать совместный анализ родителями и воспитателем результатов проекта. -Заключительная диагностика, определение уровня развития словаря.
- Анкетирование родителей «Развитие речи у детей 2-3 лет».
- Проведение рефлексивной техники «Смайлики».
- Оценка родителей о результатах работы над проектом.
- Организован совместный анализ детьми, родителями и воспитателем выполнения проекта.