Попкова Виктория Вячеславовна
Детско-родительские отношения как фактор адаптации младших школьников к обучению в школе
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Начало школьного обучения - тяжелый и иногда болезненный процесс. Стресс, возникающий в это время у ребенка, может сопровождаться рядом негативных сдвигов в детском организме, разрушать его защитные барьеры, необходимые для поддержания состояния здоровья. Существенно меняются детско-родительские отношения - теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности и новые требования к нему. Важность изучения поставленной проблемы обусловлена также и тем, что проблема детско-родительских отношений, как фактор психологического развития детей приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. На основании результатов проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
Публикация «Детско-родительские отношения как фактор адаптации младших школьников к обучению в школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Гипотеза исследования полностью подтвердилась: позитивные детско-родительские отношения, а именно – высокий уровень принятия, приводят к благоприятной адаптации ребенка к школе. Повышает уровень адаптации спокойное и адекватное отношение к неудачам ребенка, что приводит школьника к самостоятельности и ответственности.
К снижению адаптации ребенка приводят такие детско-родительские отношения, как высокий уровень кооперации и симбиоза, при которых ребенок испытывает слишком сильную привязанность к родителям и зависимость от них, что также подтверждает гипотезу исследования.
Специфической особенностью детей, испытывающих трудности адаптации к школе являются зависимость от семьи, высокий уровень контроля со стороны взрослых, раздражительность взрослых и более дистанцированные отношения с членами своей семьи по сравнению с адаптированными сверстниками.