Михайлова Елена Михайловна
Детский экспериментально-исследовательский проект «Наш веселый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Подготовительный этап
Наименование проекта : «Наш веселый огород»
Актуальность проекта : Стоит ли с детьми дошкольного возраста обсуждать вопросы экологии, безопасного поведения в природе, бережного и уважительного отношения к окружающей среды. Мы думаем это даже необходимо. Ребенок постоянно сталкивается с объектами природы животными, растениями. Какие эмоции он при этом испытывает? Некоторые родители, иногда не обращают внимание, на то, что ребенок сорвал и бросил цветок, сломал ветку дерева. Мы должны объяснять ему, что растения дают нам не только кислород и пищу, но являются зеленой «аптекой», необходимыми продуктами питания для человека. Знакомство с разнообразием растений происходит во время учебных занятий. Но этого времени недостаточно. Формирование и развитие исследовательских и трудовых навыков эффективно в летнее время на учебно-опытном участке. Поэтому совместно с родителями и детьми решили осуществить познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород». В нашем детском саду уже третий год в летний период мы ведем работу с детьми на учебно-опытном участке. Участок разбит на отделы: лекарственный, овощной, плодово-ягодный, технический, декоративно-цветочный, экспериментально-исследовательский.
Публикация «Детский экспериментально-исследовательский проект „Наш веселый огород“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса у детей к изучению растений, произрастающих на учебно-опытном участке.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Познакомить детей с растениями, произрастающими на участке и их ролью для человека.
2. Формирование у детей трудовых навыков по выращиванию и уходу за различными растениями.
3. Создать условия для формирования навыков исследовательской и экспериментальной деятельности детей на участке, наблюдению и ведению дневника.
Для родителей:
1. Создать условия для привлечения родителей к совместной работе с детьми в процессе реализации проекта (повышение у родителей уровня знаний по теме проекта, создание дидактических пособий, изучение литературы и подготовка сообщений с детьми)
Для педагогов:
1. Создать условия для развития исследовательских способностей детей, знакомя с использованием различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний.
2. Обогащать и активизировать словарь по теме проекта.
3. Обогащать РППС дидактическими играми, картинками, книгами.
Сроки реализации Долгосрочный (март-сентябрь)
Вид проекта : исследовательский
Продукт проекта
Создание:
• Гербария «Лекарственные растения»;
• Фотоальбома «Растения огорода»;
• Дидактического материала «Овощные растения»;
• Памятки по уходу за растениями.
Условия реализации проекта : Проект реализуется на базе МДОУ ИРМО «Хомутовский сад №4». Для реализации проекта есть все необходимое (инвентарь для ухода за растениями, перчатки).
Планируемые результаты: дети познакомятся с лекарственными и сельскохозяйственными растениями нашего региона, научатся называть, описывать их внешний вид, приобретут навыки по уходу и применению.
В процессе исследовательской деятельности:
• дети получат знания о необходимых условиях произрастания и ухода за растениями.
• в процессе экспериментирования приобретут навыки исследовательской деятельности, ведения дневника наблюдения за растениями.
• научатся правилам безопасного применения растений.
• познакомятся с экологической ролью растений в природе.
Активное участие родителей в реализации проекта способствует развитию у дошкольников навыков общения с взрослыми.
Основной этап
Март -июнь
Деятельность детей:
Чтение художественной литературы по теме проекта
Отрывки из рассказов
А. Онегова «Тропинка полевая»;
Л. Толстой «Старик и яблони»
Н. Павловой «Загадки цветов»;
Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»
Н. Носов «Огурцы»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
- Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о растениях:
Цель: знакомство детей с лекарственными и сельскохозяйственными растениями иркутской области, с правилами сбора и хранения растений; умение разумно использовать дары природы на благо людей.
Дидактические игры «Узнай растение», «Определи по запаху и вкусу»
Цель: познакомить детей с внешними признаками растений, произрастающими в огороде.
Деятельность с родителями: готовят дома сообщения с детьми о культурных и лекарственных растениях. Подготовка семян и рассады для посева.
Оказывают помощь на участке. Организуют весеннюю ярмарку по продаже рассады овощей и цветочных растений.
Деятельность педагога: проводят беседы по теме проекта.
Подбирают материал для игр в уголке природы, в уголке экспериментирования.
Работают с интернет-ресурсом по подбору видеороликов о применении лекарственных и овощных культур.
Организуют педагогов для реализации проектов с детьми «От семени до плода», «Картофель –второй хлеб на Земле», «Вершки и корешки», «Роль света в и воды в жизни растений»
Июль-сентябрь
Деятельность детей: осуществляют уход и наблюдение за растениями, ведут дневники наблюдений. Знакомятся с правилами изготовления гербария, с рецептами приготовления овощных блюд, изготовление наглядного пособия «Сноп пшеницы».
Под руководством педагогов проводят эксперименты с овощными культурами : «Роль света и воды для жизни растения», «Содержание воды и крахмала в клубнях картофеля», «Выращивание свеклы в различных видах грунта», «Получение овощных красителей из свеклы, моркови, лука»
Деятельность родителей: продолжают поиск новой информации с детьми дома и создают дидактический материал. Вместе с детьми готовят блюда из овощей и фотоотчет о проделанной работе, поделки из овощей.
Помогают в уборке урожая и организуют осеннюю ярмарку по продаже овощей. Деятельность педагогов: готовят гербарий для уголка природы, дидактический материал, наглядные пособия, мнемотаблицы, памятки по уходу за растениями.
Заключительный этап (конец августа-сентябрь)
Презентация проекта «Наш веселый огород»
Педагоги с детьми анализируют и обобщают результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей, обсуждают перспективы дальнейшей работы над проектом.
Аналитическая справка проекта
Актуальность:
Реализация проекта создает условия для развития творческого потенциала детей, помогает развивать умения планировать свою деятельность, выбирать способы достижения намеченных задач, анализировать результаты своей деятельности и деятельности других детей, презентовать продукт своего творчества.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.
Интегративность/ Метапредметность/ Межпредметность
Реализация данного проекта основана на интеграции всех образовательных областей. В совместной работе над проектом у детей происходит развитие учебных действий (метапредметных и межпредметных)
В процессе работы дети получают знания в области биологии лекарственных и культурных растений, расширяют свой кругозор. Работая совместно со взрослыми, дети учатся общаться, развивая свои коммуникативные навыки, грамотную речь, умение наблюдать и фиксировать результаты в дневнике наблюдений высказывать и доказывать свою точку зрения, оценивать себя и других, делать выводы по работе.
Результативность
В паспорте проекта четко поставлена цель, которая раскрывается задачами для детей, родителей и педагогов. Дети не только научились определять и называть растения, но и объяснять их применение человеком.
Оптимальность подбора дидактических средств
В процессе работы над проектом детям были предложены следующие дидактические средства:
1. Иллюстрации с изображением лекарственных и культурных растений.
2. Мнемотаблицы для разучивания стихотворений.
3. Подготовка совместно с родителями сообщений на утренний круг «Лекарственные растения», «Культурные растения»
4. Работа в уголке природы по заполнению дневника наблюдения за растениями.
5. Обзор видеоматериалов о растениях и их применении.
6. Осуществление ухода за растениями на участке.
7. Сбор материала для гербария, овощных блюд.
8. Материал для экспериментирования : семена, рассада растений, клубни картофеля, корнеплоды свеклы, моркови, сорта лука.
Данные дидактические средства не только помогают собрать материал для проекта, провести эксперимент, но и в ходе совместной деятельности проанализировать результат и отразить его в совместном продукте. Все дидактические игры находятся в доступном для детей месте, интересны и занимательны для них.
Оптимальность подбора ресурсного обеспечения.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое обеспечение: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 1 января 2014 г
3. Образовательная программа составлена на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.
3. Устав МДОУ ИРМО «Хомутовский д/с №4»
Материально-техническое обеспечение
Работа над проектом производилась на экспериментально-опытном участке и территории детского сада, а также в группах 1, 7, 10.
Методическая литература
1. Деркунская В. А. «Проектная деятельность школьников. Центр Педагогического Образования. Москва. 2012 -144с
2. А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Педагогический Университет «Первое сентября», 2007г