Ирина Чечулина
Детский познавательно-исследовательский проект «Мы живем в России!»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Детский познавательно –исследовательский проект
«Мы живем в России!»
Подготовила:
Чечулина Ирина Викторовна,
Воспитатель ВКК
Публикация «Детский познавательно-исследовательский проект „Мы живем в России!“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Цель: формирование нравственно – патриотических чувств, воспитание ценностного отношения любви к Родине у старших дошкольников. Задачи проекта : формировать представления о России, как многонациональном государстве,
развивать у детей познавательный интерес к символике российского государства.
Закрепить виды народных промыслов России,
воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за свою Родину, проживающему народу, желание беречь и защищать ее,
Тип проекта : познавательный, творческий.
Участники проекта : дошкольники, родители, педагоги.
Длительность: краткосрочный 1 неделя. Актуальность: Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Цель: формирование нравственно – патриотических чувств, воспитание ценностного отношения любви к Родине у старших дошкольников. Задачи проекта : формировать представления о России, как многонациональном государстве,
развивать у детей познавательный интерес к символике российского государства,
закрепить виды народных промыслов России, воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за свою Родину, проживающему народу, желание беречь и защищать ее. Предполагаемый результат:
- создание предметно–развивающей среды в группе;
- формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, об его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
Для детей: Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины. У детей более глубокие знания о России.
Для родителей: Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов: Повышение уровня педагогического мастерства
I. Этапы проведения и реализации проекта :
Подготовительный
1. изучение литературы,
2. изготовление наглядно - информационных пособий для детей и родителей.
3. составление конспектов, картотек игр, пособий.
4. анкетирование участников проекта.
II. Организационно-практический «Наша Родина - Россия»
Цель: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
- вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширять представление о городах России;
- познакомить с русским национальным костюмом;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам.
воспитатели Мероприятия
занятия «Наша страна Россия»
«Москва-столица России» «Мастера земли русской» : «Гжель», «Жостово», «Дымково», и другие.
беседы «Государственные символы России : флаг, герб, гимн»
«В гостях у Матрешки»
«Откуда герб пришёл»
«Россияне – граждане России» Широка страна моя родная»
«Какие народы живут в России»
дидактические игры: «Найди флаг России»
«Угадай русские промыслы»
«Чей костюм» «Сложи узор»
«Выложи узор на кокошнике»
русские народные подвижные и хороводные игры «Ручеек», «Пятнашки»
«Гори- гори ясно»
«Плетень»
«Калитушка»
заучивание стихов о Москве, Родине, России, Пословицы и поговорки русского народа заучивание поговорок, небылиц, народных скороговорок
рисование «Раскрась матрешку»
«Филимоновские игрушки»
«Спасская башня» «Орнаменты для сарафанов и кокошников», аппликация: «Кремль», «Флаг России»,
экскурсия Музей, мемориал
Итоговое мероприятие: Викторина «Моя Родина – Россия»
Работа с родителями
Мероприятия
Папка - передвижка «Наша Родина Россия!»
Консультация «Развивайте в детях чувство патриотизма»
Памятки «Расскажите детям о семейных традициях», «Выучите с детьми стихи
Лепбук «С чего начинается Родина»
Предметно-развивающая среда:
Зона развития воспитатели дети факт
Зона творчества Выставка книг о Родине, России Подбор художественных произведений о России, Москве, о природе. Чтение, рассматривание, рассказывание, беседы.
Зона познания Альбомы для рассматривания:
«Города России»
«Москва – столица нашей Родины»
«Государственные символы России» Создание альбома: «Достопримечательности нашего города» Рассматривание, рассказывание, беседы, рисование.
Зона художественно – эстетического творчества Альбомы для рассматривания:
«Золотая Хохлома»
«Весёлый Городец»
«Сине-голубая Гжель»
«Дымковская игрушка» Творческая композиция «В гостях у народных мастеров»
Создание мини-музея «Изделия из бересты»
Силуэты предметов быта для росписи из бумаги, глины, соленого теста Рассматривание, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного и бросового материала.
В целях формирования интереса к культурному наследию была организована экскурсия для детей и их родителей в музей декоративно – прикладного и народного искусства. Во время экскурсии у детей возникли вопросы о различиях в народных костюмах, декоративной росписи. Таким образом, у детей появился устойчивый интерес и мотивация к исследованию данной темы.
В ходе дальнейших бесед была определена модель 3 вопросов.
Что мы знаем?
Россия большая.
Столица России Москва.
У России есть флаг и герб.
У России есть президент.
В России много городов.
Россию надо защищать,
если нападут враги.
В России много городов.
Что хотим узнать?
Почему у разных народов России разные костюмы?
Какие народы проживают в России и где проживают?
Чем они занимаются?
А я тоже отношусь, к какому - то народу?
Как узнать?
Прочитать в книге.
Спросить у родителей.
Спросить у воспитателей.
Исходя из интересов детей был подобран материал для реализации проекта. Конспекты НОД, подвижные игры, песни, пословицы и поговорки разных народов России. Был приготовлен лепбук по теме.
Для развития самостоятельной поисковой деятельности на основании полученных знаний, а также формирования любознательности, была организованна эвристическая предметно развивающая среда – зона «Моя Родина». Содержание центра было пополнено следующими материалами. 1. Раскраски «Народы России». Дети раскрашивали женские и мужские народные костюмы. Для передачи сходства, дети обращались к альбомам. 2. Дидактические игры «Подбери костюм», «Флаг России», «Укрась костюм». 3. Энциклопедия «Народы России». 4. Глобус и карта России. Совместно с воспитателем дети определяли положение России на глобусе. Находили столицу России на карте. Определяли область проживания отдельных народов России. 5. Карта России, сделанная своими руками. Совместно с воспитателями была нарисована карта России, на которую дети наклеивали картинки с изображением людей в национальных костюмах. На заключительном этапе дети находили сходства и различия между различными национальностями. Детьми были сделаны выводы что, несмотря на национальные различия, область проживания, все мы граждане одной большой, великой, красивой страны и должны жить в мире и согласии.
Таким образом, с помощью этого проекта у детей закрепились знания о русской культуре, ее традициях, национальной одежде, подвижных играх. У детей закрепились знания о гербе, флаге России, о ее столице. Прослушали гимн России. Приняли участия в конкурсе «Гимн простыми словами» Родители активно помогали в подготовке и проведении проекта и в создании лепбука.
Проект «Государственный символ России - герб»
«Герб, флаг и гимн - самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». Мишель де Монтень
Проблема (актуальность проекта) : Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, улице, городу, к родной стране. С дошкольного возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо дать ознакомительные сведения о гербе и флаге России. У народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне. Очень важно воспитывать у детей дошкольников ответственность, гражданскую позицию, любовь к своей малой Родине.
Цель проекта : формирование положительного эстетического отношения к Государственным символам Российской Федерации через герб в рамках патриотического воспитания дошкольников.
Задачи проекта :
-пробудить в детях чувство любви к Родине через знакомство с гербом;
-воспитывать уважение к своей нации, к семье, семейным традициям, к своему народу;
- вовлекать родителей в совместную деятельность для изготовления герба семьи;
Тип проекта : по доминирующей деятельности – познавательный;
По времени проведения – краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат: Сформирован устойчивый интерес к символике страны. Узнают и отличают символы России среди символов других стран. Имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
Виды детской деятельности
игровая: с/р. игра «Путешествие по стране», д/и. «Кому что нужно», «Подбери слово», «Собери герб».
коммуникативная: беседа «Символика России», рассказывание детей из личного опыта «Моя малая Родина», «Моя семья», разучивание стихотворений о родине.
Подготовительный этап:
Определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение проекта с родителями и специалистами учреждения, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Участие родителей в проектной деятельности :
Участие в подборе информации: фотографий, иллюстраций, книг по теме проекта, иного познавательного материала.
Участие в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, экскурсиях).
Методы проекта :
-Беседы
-Экскурсии
-Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, былин)
-Игры
-Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
-Применение ИКТ во всех видах деятельности
-Деловая игра
-Аппликация «Герб группы»
-Конкурс «Герб моей семьи»
Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения, со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, а также со страной, её столицей и символикой.
Проект представлен 2 блоками:
Временной период
Блоки Тема мероприятия Программное содержание Компоненты (формы и методы работы)
1-я неделя «Герб Российской Федерации» «Знакомство с гербом РФ» Продолжать развивать в детях чувство гражданственности.
Дать детям представление о гербе, как государственной символике страны.
Учить отличать герб Российской Федерации от гербов других стран.
Объяснить обозначение цветов и составляющих частей герба. Беседа с применением мультимедийного оборудования (презентации,
Просмотр фотоальбома «Гербы мира».
Участие в групповом семейном конкурсе «Герб моей семьи»
Игры дидактической направленности.
2-я неделя Деловая игра для детей «Хочу все знать» Подвести итог деятельности посредством игровой деятельности.
Привлечь родителей к организации данного мероприятия.
Закрепить представления детей о гербе РФ.
Определить уровень освоения информации детьми.
Разучивание стихов о Родине.
Подготовка защиты герба своей семьи победителями внутригруппового семейного конкурса «Герб моей семьи».
Оформление зала соответственно теме игры.
Подготовка грамот и памятных призов для участников игры.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми: Беседа «Наш дом - Россия», «Символ России - герб», «Герб Новосибирской области», «Герб Барабинска». Чтение художественной литературы «Георгий Победоносец» и стихотворений о Родине.
Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением.
Прослушивание гимна Российской Федерации сл. С. В. Михалкова, А. В. Александрова
Дидактическая игра «Собери герб»
Физкультминутка «С лентами» - дети с лентами исполняют танцевальные движения.
Рассматривание иллюстраций и картин о государственных символах Российской Федерации.
- Дидактическая игра «Найди герб», «Исправь ошибку»
- Подвижная игра «Раз, два, три»
- Прослушивание гимна России, музыкальная игра «Угадай мелодию!»
- Выполнение аппликации «Герб группы».
-Буклет «Воспитание патриотизма»
-Конкурс «Герб моей семьи»
-Деловая игра «Хочу все знать»
Достигнутые результаты:
- У дошкольников сформированы представления о гербе, флаге и гимне нашей страны-
Дети применяют полученные знания о гербе, флаге и гимне Российской Федерации в ходе общения в игровых и жизненных ситуациях.
- рост познавательной активности детей, повышение активности родителей в делах группы.
- Созданы условия в группе и ДОУ для расширения представлений у детей о государственной символике России.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Участие в данном творческом проекте позволило расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и их родителями.
Таким образом, формирование представлений о государственной символике России у детей старшего дошкольного возраста – это необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.
Методическое обеспечение:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005.
2. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. Как научить детей любить Родину - М. ,2005.
3. Бубенина Н. В. Патриотическое воспитание в детских библиотеках. - М., 2001.
4. Дошкольное воспитание. Издательский Дом «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА», № 11, 2015. Ерохина Е. Л., Круглова Т. А. Государственные символы России : флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М. : Издательство «Ювента», 2002. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группа. Разработка занятий. Издание 2-е переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
5. Калашников Г. В. Гербы и символы: История Российского герба. Альбом демонстративных картин. - СПб, Детство-Пресс. 2006.
6. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М., 2006.
7. Ривина Е. Знакомим дошкольников и младших школьников с гербом и флагом России. - М., 2002