Лариса Грушина
Детский исследовательский проект «Разноцветный мир бабочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт познавательно-исследовательского проекта
Структура Содержание
Тема: Разноцветный мир бабочек
Адресация проекта Дошкольным работникам, родителям, воспитанникам 6-7 лет
Руководитель проекта Воспитатель :
Грушина Л. С.
Автор проекта Севбитова Евангелина, 6 лет, воспитанница подготовительной группы
Расширение знаний о бабочках у детей По характеру проект : познавательно-исследовательский
Направление: естественно-научный
По продолжительности: краткосрочный 2 недели
Темочки:
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта Изучение основных особенностей строения, жизнедеятельности и развития бабочек
Задачи проекта
1. Узнать из различных источников о видах, развитии бабочек и жизнедеятельности.
2. Узнать в чем их польза и вред.
3. Просмотр мультфильма «Бабочка», «Лунтик. Бабочки бывают разные»
4. Оформление презентации.
5. Анализ и обобщение полученных данных, вывод.
Ресурсы проекта Информационное обеспечение:
Энциклопедии:
«Животный мир. Энциклопедия.» («Росмэн», 1998); «Удивительные животные» (2013)
Интернет-ресурсы:
1. Мультфильм «Бабочка» (союзмультфильм 1972) https://mults.info/mults/?id=2506
2. «Лунтик. Бабочки бывают разные» https://www.youtube.com/watch?v=J4tNiYTxbOc
3. Информационно-техническое:
- компьютер,
- фотоаппарат,
- интернет соединение.
Материалы для изготовления настольной игры и альбома:
Картон, изображения бабочек, ножницы, клей
Предполагаемые продукты проекта Настольная игра
Альбом «Все о бабочках»
Введение
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, что бы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что перед нами (педагогами и родителями) стоит важная задача повысить качество воспитания и образования подрастающего поколения.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная! Нежные, прелестные создания – бабочки – неизменно радуют наш глаз.
Однажды после занятия Ева подошла ко мне и сказала: «Я бы очень хотела рассказать детям о бабочках. Они красивые, но я мало о них знаю». Так мы решили собрать как можно больше информации о бабочках и оформить проект, с помощью которого Ева сможет выступить с докладом перед своими друзьями.
Гипотеза: Бабочки красивые и радуют нас, но не приносят пользу.
Предварительный этап исследования.
Для начала мы собрали информацию по теме исследования, узнали, что бабочек существует огромное количество, где они обитают. Посмотрели мультфильмы «Лунтик. Бабочки бывают разные», «Бабочка».
Задача педагога - поддержать познавательный интерес ребенка через создание соответствующих условий.
Актуальность - Проект направлен на расширение знаний о бабочках у детей, получение детьми удовольствия от своего творчества.
Объект исследования : бабочки
Педагогическая цель: Создание условий для поддержки инициативы воспитанника в выборе собственной образовательной траектории; развитие познавательной активности в процессе реализации индивидуального исследовательского проекта.
Детский вопрос : Правда ли, что бабочки существуют только для красоты?
Детская цель : Выяснить пользу и вред бабочек, собрать как можно больше информации о бабочках
Гипотеза, выдвинутая автором: Я считаю, что бабочки существуют для красоты.
В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- Найти информацию в разных источниках о видах, развитии, пользе и вреде бабочек.
-Рассматривание иллюстраций с изображениями бабочек, иллюстраций процесса превращения гусеницы в бабочку.
- Просмотр мультфильмов «Лунтик. Бабочки бывают разные», «Бабочка».
- Создать альбом о бабочках и дидактическую игру.
- Анализ и обобщение полученных данных, вывод.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования :
• изучение литературы по данной теме и интернет - ресурсов;
• изготовление альбома и дидактической игры
анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.
Практическая значимость исследования : На наш взгляд, данный проект позволяет формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе; развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей, воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек, прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Теоретическая часть
Бабочки – очень красивые изящные создания, они такие легкие и почти неозязаемые. Появление бабочки на свет : Сначала – мама-бабочка откладывает очень маленькие яички. Через некоторое время из яиц вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.
Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или неподвижную куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое. У разных бабочек куколки выглядят по-разному. Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения, и висит вниз головой. Наконец, из куколки вылупляется бабочка. Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать.
Вкусовые органы находятся на лапках.
Насекомые принюхиваются усиками, усики чувствуют запахи издалека. Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку и располагается под головой, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Длина хоботка различна. Самый длинный хоботок у бражников,35 см. Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться и фруктами, а бабочка мертвая голова любит полакомиться медом из ульев.
Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу. Они являются ценными опылителями растений, так как переносят пыльцу, перелетая с цветка на цветок в поисках нектара, которым питаются. Но немало среди них и таких, которые приносят ощутимый ущерб хозяйству.
Гусеницы бабочек очень прожорливые : они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз! Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли или ветки растений, они могут просто не заметить.
Крылья бабочек покрыты чешуйками, образующими на их поверхности пыльцу, — этого нет ни у каких иных представителей животного мира. Секрет фантастической красоты именно в чешуйках, цвет, структура и расположение которых определяют причудливость окраски. Сами же чешуйки — это изменённые волоски. Число чешуек на одном крыле может достичь миллиона. Но их так же нужно охранять, так как крылышки и тело бабочки покрыты чешуйками и волосинками, и если человек подержит её в руках, чешуйки ломаются и она погибает.
Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы ещё не раскрылись, она может полакомиться сладким берёзовым соком.
2. Практическая работа.
Изготовление альбома «Все о бабочках», настольной игры «Найди одинаковых бабочек».
Рассказать своим друзьям интересные факты о бабочках.
Заключение
В процессе работы над темой я узнала много нового о видах, развитии бабочек и жизнедеятельности.
Вывод: В процессе нашего исследования мы выявили, что наша гипотеза не подтвердилась, работая над данным проектом, я узнала, что бабочки не только радуют нас красотой, но и приносят пользу, перенося пыльцу с растений, тем самым опыляя их.
Список литературы.
1. Энциклопедии:
«Животный мир. Энциклопедия.» («Росмэн», 1998); «Удивительные животные» (2013)
2. Мультфильм «Бабочка» (союзмультфильм 1972) https://mults.info/mults/?id=2506
3. «Лунтик. Бабочки бывают разные» https://www.youtube.com/watch?v=J4tNiYTxbOc