Пьянкова Любовь
Детский исследовательский проект «Обыкновенная чудо-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Обыкновенная чудо-соль
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кадуйского муниципального района «Детский сад №12 «Родничок»
(МБДОУ «Детский сад №12 «Родничок»)
Детский исследовательский проект
«Обыкновенное чудо-соль»
Воспитатель: Головашова О. Г.
.
2020 г.
Актуальность:
Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов,
Публикация «Детский исследовательский проект „Обыкновенная чудо-соль“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
он с нетерпением начинает есть хлеб с солью. Никому и в голову не
приходит, что из-за этого белого кристаллического порошка, лежащего в
обыкновенной солонке, люди когда-то могли сражаться, убивать друг друга,
продавать в рабство и кочевать из одной страны в другую. Бывало даже и
так, что крупинка соли могла изменить судьбу человека, а несколько
крупинок этого удивительного порошка возвращали жизнь умирающему.
В чем же тут дело? Почему простая столовая соль могла творить такие
«чудеса»? Разве теперь она изменилась?
Нисколько! И в наши дни поваренная соль таит в себе много скрытых,
удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить
ни один живой организм. Соль предохраняет продукты от гниения. Она
понижает температуру таяния снега и льда. Из соли приготавливается много
необходимых лекарств, и соль нужна для производства самых обыкновенных
предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь»
справедлива и в наши дни. Без соли не только не может жить человек, но не
могут развиваться и многие отрасли, современной промышленности.
Почему же именно эту обыкновенную поваренную соль ничем нельзя
заменить? Из чего она состоит, откуда ее берут, почему раньше она ценилась
дороже золота, а теперь почти ничего не стоит?
Цель исследования : Ознакомление с минералом-соль, узнать историю появления соли. Определить, что такое соль? Провести экспериментальные опыты для расширения представления о свойствах соли и её значения для человека.
Задачи исследования :
1. Узнать, что такое соль и откуда она берется?
2. Определить, можно ли обойтись без соли?
3. Приносит ли соль вред или пользу.
4. Исследовать свойства соли опытным путем.
Методы исследования :
- сбор информации в сети Интернет;
- беседа;
- просмотр телепередач;
- проведение опытов.
Соль – незаменимый продукт питания, каждый день мы употребляем ее в пищу и не знаем, чем она полезна. Кроме того, обыкновенная кухонная соль – замечательный материал для проведения опытов, для рисования и изготовления с детьми интересных поделок.
1. Теоретический
Нам необходимо узнать, что такое соль? Мы знаем, что соль бывает разная: поваренная, каменная, морская, мелкая и крупная. Не имеет запаха. Соль состоит из отдельных твердых крупинок. Крупинки имеют форму кубиков с блестящей гладкой поверхностью. Это кристаллы соли. Они бесцветны и прозрачны, как стекло. Но если сложить в кучку много кристаллов, то соль приобретает белый цвет. На вкус кристаллы соленые.
Откуда она берется?
Соль добывают из соляных озер, из морской воды, из недр земли. В нашей стране много солевых озер. Соль встречается и в земле, где она залегает толстыми слоями. Это каменная соль. А соль, которую мы употребляем в пищу, называется поваренной.
Зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Приносит соль вред или пользу?
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли. Если употреблять много соли, это может нанести вред здоровью человека.
Когда используют соль:
- для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
- для засолки продуктов ( например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму);
- солью можно мыть посуду;
- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;
- для здоровья полезны ванны с морской солью.
Экспериментальный
ОПЫТ № 1. Растворимость соли в воде
1. Наливаем воду в стакан.
2. Ложкой добавляем соль в стакан. Тщательно все перемешиваем.
3. Рассматриваем, что происходит.
Вывод: Соль растворяется в воде.
ОПЫТ № 2. Как вернуть соль из воды
А как вернуть соль из воды?
С помощью столовой ложки выливаем немного соленой воды на тарелку.
Подогреваем соляной раствор и ждем пока вода испарится.
Вывод: Соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.
ОПЫТ № 3. Выращивание кристаллов
1. В банку с водой добавляем соль и размешиваем до тех пор, пока соль перестанет растворяться в воде.
2. Берем нитку, привязываем на один край карандаш, а другой кладем в банку.
5. Наблюдаем за ростом кристаллов.
Вывод: Уже на второй день можно было заметить небольшие кристаллики соли. А через 7 дней весь шнурок был покрыт белыми кристалликами соли. На шнурке видны сотни маленьких блестящих кристаллов. Это говорит о том, что соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизоваться).
Приложение №1
Беседа «Что ты знаешь о соли»
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте, посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Воспитатель высыпает соль из мешочков в емкости и задает детям вопросы:
- Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека);
- Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи);
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных);
Игра «Соль полезна для того, чтобы …» (мешочек с солью дети передают друг другу по кругу, отвечая на вопрос)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посалить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жаренную картошку
6. Чтобы посалить салат
7. Чтобы засолить грибы и т. д.
Немного истории.
Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека. Поваренная соль является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование», «зарплата», - имеют «солевое» происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».
Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн. Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли. До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду. Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли. В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут. соль. Ученые 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей остались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии. Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь всё из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15 °С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония». На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.
Поваренная соль – это, наверное, самая распространенная приправа в мире, которая есть практически в каждом доме вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
Русская народная сказка «Соль»
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
— Говори, в чем дело — какая нужда?
— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
— А каким товаром торги ведешь?
— Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
— А ну, — говорит, — покажь!
Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:
— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
— Позвать его сюда!
Привели Ивана — купеческого сына к царю.
— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
— А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.
— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилося.
— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!
— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.
Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!
— Что такое? — спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:
— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.
— А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.
Пословицы о соли.
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
• Соли нет, так и слова нет.
• Без соли и стол кривой.
• Без соли и хлеб не естся.
• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
• Хоть бы песок, лишь бы солил.
• Соли не жалей, так и есть веселей.
• Не солоно хлебавши.
• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
• От хлеба–соли не отказываются.
• Хлеб-соль и разбойника смиряет.
• Хлеб-соль не бранится.
• Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
• Хлеб да соль, ем да свой.
• Надо хлеб-соль помнить.
• Ешь солоней, жить будешь веселей.
• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
• Без соли, без хлеба, худая беседа.
• Без хлеба, без соли никто не обедает.
• Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
• Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
• Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
Загадки о соли.
• Меня не едят — и без меня мало едят.
• В воде родится, а воды боится.
• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает (загадка).
• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
• Лежит гася-простеглася. Як устане, то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
• В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
• Что в избе за белая Марья? (соль).
• Белый камень из горы,
• Всегда стоит на столе.
• Кто его не ест,
• Тот вкуса не знает (соль).
Заключение, выводы:
- Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни!
- Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.