Папки-передвижки

Детские страхи «Причины, виды, профилактика»

Киреева Анна
Детские страхи «Причины, виды, профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

- перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);

- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;

- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;

- частые запреты;

- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);

Темочки:

- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;

- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;

- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной, чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки, которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия, открытого и закрытого пространства и пр.

Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Ночные страхи у детей

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т. д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.

Методы коррекции и профилактики страхов

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка

Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача – научить ребенка испытывать положительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Проведя с ним одну игру и повысив одновременно эмоциональный тонус ребенка, надо договориться с ним об игре на следующий день. Ожидание будет поддерживать положительный эффект от проведенной игры или даже усиливать его. Уже это ожидание будет по эмоциональному тону выше обычного состояния ребенка. Каждая новая игра, прогулка и т. п. станут закреплением достигнутого эффекта, а расширение игры, включение в нее новых элементов, увеличит количество объектов, вызывающих положительные эмоции у ребенка.

2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре

Разыгрывание страха в игре помогает изменить не только личностные отношения, но и отрегулировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, не экстремальных ситуациях. Для игры надо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок боится (собаку, «страшилище» и пр.) и поиграть в «страх», разыграть сюжет, в котором ребенок может «расправиться» со своим страхом, выразить свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения.

3. Подражание и заражение

Ребенок подражает взрослому не только в поведении, но и заражается его оценками. Если взрослый человек о чем-то говорит со страхом в голосе, то это эмоциональное состояние передается ребенку, и он также начинает чего-либо бояться. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди, либо они должны контролировать свое настроение и состояние своей психики. Подобно тому, как бессмысленно лечить ребенка от болезни, если дома находится взрослый больной, так невозможно помочь ребенку, если существуют какие-либо факторы, которые способствуют рецидиву.

4. Деятельностная терапия

Необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Психика предназначена для активности.

Замена ничегонеделанья деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так и взрослым, она применяется при лечении даже психически больных людей.

5. Манипулирование предметом страха

Для этого можно купить ребенку маленькую игрушечную собаку или нарисовать и вырезать из картона. Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т. д., то не следует его останавливать, но если эти агрессивные действия доведут ребенка до истерики, а не закончатся (как должно быть) катарсисом и расслаблением, то это будет свидетельствовать о каких-то очень сложных нарушениях, не поддающихся такой простой коррекции.

6. Штриховка, стирание и рисование

Эффективным может оказаться такой прием – попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя. Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать – если он сам так не делает – нарисовать себя более крупным или как-либо защищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету.

На этом же или на другом рисунке можно провести стирание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам провел это действие, при этом надо повторять фразы: «Вот и нет… (название предмета)», «Смотри, ты его испугал».

Положительный эффект можно зафиксировать подведением итога: «Вот теперь все будет хорошо, потому что ты смелый, а он убежал, и тебе не надо больше его бояться – он сам тебя боится».

Если рисунок сделан не мелом на доске или простым карандашом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняется штриховка с такими же комментариями или полуштриховка, которая символизирует клетку, в которую ребенок посадил объект страха.

7. Привыкание, или десенсибилизация

Этот термин означает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха (например, собака – домашнее животное, какие функции она выполняет, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту.

8. Анатомирование страха

Это достаточно старый педагогический прием, к сожалению, им часто пренебрегают. Объясните ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота и пр., как он устроен, «откуда берется». Прием устраняет «пробелы» в восприятии ребенка, которые обычно заполнялись приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств.

9. Куклотерапия

У каждого ребенка есть любимый персонаж, поэтому можно провести идентификацию его со смелым героем мультфильма или сказки. Можно рассказать историю о том, как этот персонаж попадает в «страшную историю», связанную с пугающим ребенка объектом, и справляться с ним.

Во время рассказывания или небольшого спектакля не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем естественное течение переживаний. Таким образом, главная задача здесь состоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фазу – расслабление.

Необходимость достижения катарсиса (освобождения, однако, не предполагает доведение ребенка до истерики или припадков. Чтобы этого избежать, необходимо не затягивать рассказ и варьировать его в зависимости от состояния и возраста ребенка.

Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда главному герою что-либо угрожает) и развязка (герой побеждает).

10. Эмоциональные качели

Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное). Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. В «эмоциональных качелях» ребенок испытывает «прочность» своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. Простейшим примером эмоциональных качелей, по словам В. В. Лебединского, является подбрасывание ребенка на руках: ребенок то летит без всякой опоры и ощущает себя в опасном положении, то опускается на руки взрослого, которые для него являются символом защиты. Секундное ощущение опасности не будет неприятно ребенку, но обычно оно присутствует при таких «упражнениях». Подобные «качели» можно совершить и с собакой; иногда ребенок спонтанно приходит к такой возможности: он то прячется за взрослого, то выглядывает, смотрит на собаку и, может быть, даже дразнит ее. С темнотой ребенок может также «играть», то забегая в темную комнату, то выбегая из нее на свет. «Качели» можно проводить практически с любым видом страха.

Публикации по теме:

Консультация «Детские страхи в мире взрослых» «Детские страхи». Составила воспитатель МБДОУ ДС №:5 «Незабудка» Грабарь Э. А. «Именно эмоции осуществляют первые связи маленького человека.

Детские страхи «Детские страхи.» Составили воспитатели МБДОУ ДС №:5 «Незабудка» Грабарь Э. А. Агеева Г. В. «Именно эмоции осуществляют первые связи маленького.

Консультация для родителей «Детские страхи» Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными переживаниями. Дети испытывают страх чаще,.

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними. Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги,.

Консультация для педагогов и родителей «Детские страхи» Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому.

Консультация для родителей «Детские страхи» Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития.

Родительское собрание «Детские страхи и причины их возникновения» Цель:Беседа о детских страхах. Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказать о причинах возникновения последних. Найти пути решения.

Родительское собрание «Детские страхи» Цель: Повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме - "детские страхи" Задачи: • Познакомить с определением "детский страх" и.

Выступление на родительском собрании «Детские страхи» ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ (Детские страхи и причины их возникновения) Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские страхи «Причины, виды, профилактика»
Опубликовано: 22 марта 2018 в 16:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детские страхи «Причины, виды, профилактика»» (включая файлы) размещена пользователем Киреева Анна (УИ 1514296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД