Корженко Екатерина
Детские страхи. Как правильно общаться с ребенком, испытывающим страх
▼ Скачать + Заказать документы
Страх как сильная эмоция является следствием инстинкта самосохранения. Причинами детского страха могут выступать любые явления: от проникающего через окно луча света, создающего пугающий узор на потолке, до возможной угрозы причинения физического вреда.
Детские страхи можно разделить на несколько групп:
1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь);
2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки);
3. Страх смерти (умереть);
Публикация «Детские страхи, Как правильно общаться с ребенком, испытывающим страх» размещена в разделах
4. Животных и сказочных персонажей;
5. Кошмарных снов, темноты;
6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, другие дети, наказания);
7. Пространственные (высота, вода, пожар, замкнутое пространство).
Как правило, большинство этих страхов являются нормативными, проживаются ребенком в определенном возрасте и проходят сами с взрослением детей.
Однако, нельзя с уверенностью утверждать, что с возрастом страхи у ребенка пройдут сами. Неправильное поведение родителей с детьми, проживающими тот или иной страх, не оказание должной поддержки в этот период, может привести к затяжным страхам и формированию фобий у ребенка.
Под неправильным поведением подразумевается обесценивание страха ребенка, его чувств и эмоций. «Да что тут бояться», «Перестань сочинять», «Насмотрелся своих мультиков теперь страшно ему», «Сейчас же успокойся», «Не обращай внимания», «Еще раз придумаешь чудовище, я возьму ремень» и т. д.
Общение с ребенком такими стереотипными фразами никак не помогает ему, а только наоборот усугубляет чувство страха и ощущение непонятости родителями.
Также есть еще одна крайность, когда мама начинает чувствовать сильное беспокойство и тревогу если видит, что ребенок начал испытывать какой-либо страх. В таком случае ребенку становится еще страшнее, так как он не чувствует опору во взрослом.
Нередко сами родители в воспитательных целях запугивают детей серым волком, полицейским, бабой-ягой. Очень важно этого никогда не делать. Поскольку ребенок точно начнет бояться, а когда подрастет, он поймет, что его обманывали, и перестанет доверять родителю.
Для эффективной коммуникации с ребенком необходимо использовать такой инструмент как «Эмпатия». Общение с использованием эмпатии поможет поддержать ребенка, который проживает тот или иной страх.
Эмпатия это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Иными словами, эмпатия это сочувствие другому человеку без эмоционального включения в проблему этого человека.
Выразить эмпатию другому человеку, показать ему, что вы его понимаете поможет «эмпатическое слушание». «Эмпатическое слушание» -понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого понимания. Эмпатическое слушание включает проговаривание эмоционального состояния ребенка, сочувственный тон общения, визуальный и тактильный контакт, а также простое выслушивание ребенка без оценки и рассуждений. При эмпатическом слушание маме обязательно находиться в спокойном и ровном состоянии, убрать всю тревожность, беспокойство и чувство вины.
Основные этапы разговора с использованием эмпатии.
1) Повернитесь лицом к ребенку, задавайте уточняющие вопросы, повторяйте слова ребенка.
«Я тебя понимаю…., ты сейчас чувствуешь, это нормально…., все дети в твоем возрасте чувствуют это, Когда ты почувствовал это в первый раз?»
2)Через использование «Я-высказывание» родитель может рассказать о своих чувствах или прожитых эмоциях.
«Я тебя люблю. Я буду с тобой рядом. У меня тоже так было…»
3) Предложить подумать над вариантами решения ситуации.
«Что тебе поможет справиться с этим страхом? Может, ты мишку возьмешь, купим классный ночник или сделаем амулет от монстров и чудовищ?
Идея в том, что родитель не обесценивает чувства ребенка и не оставляет ребенка один на один со своим страхом. Вместо этого родитель показывает, что понимает ребенка, принимает его чувства и эмоции, показывает, что бояться это нормально, говорит о том, что сам родитель тоже когда -то боялся. Но самое важное родитель предлагает ребенку эффективную стратегию поведения- преодолеть страх, помогая найти различные способы для этого.
К самому распространенному способу преодоления страха относится прорисовывание страха, затем рисунок необходимо ребенку порвать или добавить к рисунку какие-либо элементы и яркие цвета, чтобы «страх» стал добрым и ребенок смог подружиться со своим страхом. Можно предложить нарисовать рядом со «страхом» супер героев или значимых взрослых (папа, дедушка, которые прогоняют страх раз и навсегда.
Прочтение терапевтических сказок по теме страха будет тоже хорошо поддерживать ребенка и помогать ему справиться со своими страхами.
Проигрывание «страха» в игре со взрослым с помощью игрушек через придумывание схожих сюжетов со страхами ребенка, будет эффективным способом в борьбе со страхами детей.
Также хорошо помогают совместное с родителями придумывание различных амулетов и оберегов от монстров и чудовищ. Например это может быть ловец снов от страшных снов, коробочки, флакончики от монстров и чудовищ, браслет из чеснока от вампиров. Объясните ребенку, что монстры при виде этой вещи сразу испарятся.
Преодолев страх в дошкольном возрасте, страх не беспокоит во взрослой жизни, а также ребенок получает позитивный опыт победы над страхом, что поможет ему стать более успешным в жизни.