Шипулина Юлия
Консультация для родителей «Детские провокации или как устанавливать запреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские провокации или как устанавливать запреты
Дети дошкольного возраста, как правило, провоцируют своих братьев, сестер, взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты, и своими действиями, словами. Интонациями создают конфликтную ситуацию.
Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции, при этом оно сигнализирует о неудовлетворенности потребности провокатора.
Публикация «Консультация для родителей „Детские провокации или как устанавливать запреты“» размещена в разделах
Провокация – это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым.
Провокация выполняет разные функции:
Позволяет определить, что за человек перед провокатором : добрый или злой, на что он больше реагирует, можно ли им управлять, уступит ли он, сможет ли сказать «стоп!» и т. д.
Выполняет функцию сделки «Вам – провокация, от вас – внимание».
Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Демонстрирует скуку или наоборот постоянно выкрикивает, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить на себя внимание).
Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых (неприятных) чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, возникающей в результате наличия у него определенного опыта (тишина в его доме не предвещает ему ничего хорошего). Или совершает мелкую домашнюю кражу – чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.
Альтернативные варианты поведения в ситуациях детских провокаций :
-Правило «ты мне - я тебе». Используйте правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».
-Краткость речи. Коротко, немногословно высказывайтесь о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать»)и переходите к делу. Не давайте сценарию развиваться привычным образом, не вступайте в переругивание.
-Без вопросов. Не задавайте риторических вопросов («Ты что, самый умный?») – они делают диалог бессмысленным
-Похвала. Поощряйте «здоровое» поведение ребенка улыбкой, похвалой, внимание, мягким тоном и т. д. При возможности дайте возможность заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.
-Индивидуальный подход. При необходимости повышайте темп занятия, давайте персональное задание.
-Взаимодействие со всей группой. Обратите внимание ребенка – провокатора на поведение остальных детей, переключите внимание группы на другую работу или другой диалог (например, с популярным в группе ребенком).