Илона Откидач
Детские капризы и их предупреждение
▼ Скачать + Заказать документы
Детские капризы и их предупреждение
Детские капризы –это особенность поведения ребёнка,которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых,в стремлении настоять на своём. У маленького ребёнка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешние проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением.
Публикация «Детские капризы и их предупреждение» размещена в разделах
Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая превратиться в привычку, которая проявляется в общении ребёнка со взрослыми. (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи). Ребёнок хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении, стремится настоять на своём, не принимая во внимание доводов, требований взрослых.
Нервная система детей младшего возраста ещё не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребёнка формируются первые тормозные процессы, на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребёнок уже понимает характер поступков- какие из них хорошие,а какие плохие. Следовательно,капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Основная причина детских капризов -неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям необходимо перестроить систему воспитания.
Причиной капризов может быть также нездоровье ребёнка, переутомление. Но,если малыш не избалован, то и в этих условиях капризы нестойки,ребёнка нетрудно перестроить.
Во всех случаях надо опасаться перевозбуждение нервной системы маленького ребёнка, ибо это вредно для его здоровья и чрезвычайно затрудняет воспитание.
Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера- грубость, драчливость, недоверие к людям. В любом случае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения. Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу, спокойное, ровное,мягкое обращение с детьми в сочетании с разумными требованиями, дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат,в котором не будет основы для капризов.
И, наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создаёт неблагоприятные условия для воспитания ребёнка. Что разрешает мать- запрещает отец, что запрещает мать -разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребёнок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями, дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. «Я не тебе плачу,я- бабушке»,- говорит ребёнок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке – можно: она не устоит против требований любимого внука. Единые требования к ребёнку со стороны всех членов семьи, устраняют капризы, возникающие на этой основе.
В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта- ребёнок изнежен,заласкан,родители предупреждают каждое желание ребёнка, и в то же время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребёнка со взрослыми, с которыми последние в конце концов мирятся.
Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у ребёнка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки за собой, откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять…Включение ребёнка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый,энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых- лучшие средства «сокращение» неразумных желаний ребёнка.
Некоторые взрослые считают, что воспитать детей можно только строгость. С маленькими детьми постоянно разговаривать в повышенном,раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребёнок может стать обидчивым, капризным, плаксивым.
Для здоровья и хорошего самочувствия ребёнка раннего, младшего возраста особо важно не допускать срывов установившего привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребёнка. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые раздражители нарушают привычную атмосферу,переутомляют ранимую ещё нервную систему ребёнка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может заснуть, требует недозволенное.
В детском саду учитываются возрастные особенности детей, рационально распределяются эмоциональные и физические нагрузки. Дозировка во времени помогает усвоению детьми знаний и благотворно влияет на здоровье малыша.
Маленькому ребёнку постоянно необходимо эмоциональные контакты с любимыми людьми. (добрая улыбка, мягкий тон разговора бабушки,теплые руки отца)
Когда ребёнок играет один, а близкие безучастно наблюдают, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Малышу важно соучастие взрослого,его внимание, помощь, совет. Дефицит общение со взрослыми, недостаточное количество игрушек, малосодержательная деятельность ребёнка в семье вызывают у него скуку, шалости, капризы. Устранение этих недостатков «убирает» капризы ребёнка.
Маленьких детей легко утешить, уговорить,отвлечь от предмета раздражения, переключить на другое. Если отвлечь не получается, то очень важно терпение, спокойствие со стороны взрослых.
Это не просто, но необходимо, возбуждение взрослых только усиливает возникший конфликт.
Любите своих детей! Будьте к ним терпимее!