Бубнова Елена
Детская научно — практическая конференция «Чем интересен мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: становление интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе экспериментальной, игровой деятельности по вопросам познавательного развития дошкольников.
Задачи:
расширять представления детей по теме «Насекомые» (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности;
формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей во время презентации своего проекта;
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу дошкольников;
Публикация «Детская научно — практическая конференция „Чем интересен мир насекомых“» размещена в разделах
обогащать эмоциональный опыт детей новыми впечатлениями;
воспитывать у детей умение слушать друг друга, сопереживать.
Используемые технологии: детское проектирование, проблемно-диалогическая, технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Предшествующая работа:
познавательно-исследовательская деятельность детей по проекту «Насекомые»;
индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников составление докладов и презентаций.
Оборудование: презентации, ноутбук, экран, проектор, для составления коллажа «Этот удивительный мир насекомых» (бумага, клей, картинки с изображением насекомых, ножницы, ватман, салфетки, атрибуты для сказки Сценка «Пчелки и зима».
Ход конференции:
Ведущий: Вы сегодня присутствуете на «Детской научно – практической конференции. А как вы думаете, что такое конференция?
Конференция - это собрание, которое организовано для обсуждения определенной проблемы. Ну а самый главный вопрос у детей «Почему?»
Очень хочется спросить,
Богомола чем кормить?
Почему в полоску шмель?
Как поёт свиристель?
Почему-то не пойму-
Очень много ’почему?
Надо взрослым их задать,
И про все, про все узнать!
Для конференции «Чем интересен мир насекомых?» дети из нашей группы задавали своим родителям разные вопросы и вместе с ними нашли ответы и сейчас поделятся с нами. Позвольте представить участников конференции (Представление каждого участника).
Выходят дети – участники конференции.
Кроме детей - участников на нашей конференции присутствуют эксперты, которые определят лучшее сообщение конференции. Приветствуем членов экспертной группы: музыкальный руководитель –заместитель заведующего, родитель и 2 ребёнка из группы компенсирующей направленности. Итак, начинаем нашу конференцию.
Ведущий:
Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.
Животным могут досаждать,
Растительность всю истреблять,
Ну, вижу, дети их узнали,
Стихами насекомых описали! (Леонов В.)
Факты о насекомых
- Первые насекомые появились на Земле более 400 миллионов лет назад.
- Насекомые служат основной пищей как для друг друга, так и для множества птиц.
- Примерно 2/3 всех насекомых в мире питаются только растительной пищей. Остальные частично или полностью являются хищниками.
- Самым быстрым насекомым в мире является стрекоза.
- Единственным насекомым, способным поворачивать голову, является богомол.
А вот другие интересные факты о насекомых нам расскажут участники конференции.
Доклад о бабочках (слайдовая презентация)
Увидев на клумбе
Прекрасный цветок,
Сорвать я его захотела.
Но стоило тронуть
Рукой стебелёк –
И сразу цветок улетел.
Эти крылатые насекомые очень похожи на яркие цветы. Большинство бабочек имеют красивые и разнообразные узоры на крыльях. Тело и крылья бабочки покрыто чешуйками. У бабочек нет сердца, зато строение их глаз позволяет им видеть и различать три ключевых цвета – красный, зеленый и желтый. Как и слоны, эти насекомые принимают пищу через хобот.
Вопрос: Чем питаются бабочки?
Ответ: Питаются бабочки нектаром цветов и соком разных растений и фруктов. Бабочки весят, примерно, как два лепестка розы.
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
Бабочки откладывают яйца на листьях растений. Через некоторое время из яиц вылупляются гусеницы. Они питаются листьями растений. Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую она наматывает на своё тело, и получается куколка. Затем в куколке гусеница превращается в бабочку. И бабочка начинает вылезать из домика.
Самая известная бабочка России и Сибири – Павлиний глаз. Махаон - наиболее сильная, быстрая и очень редкая. Апполон – единственная, которая может обитать в местах, где снег не тает круглый год. Самая выносливая бабочка в мире —Монарх, может преодолеть расстояние в тысячу километров без остановок. Самой мелкой бабочкой мира считается «Синий Карлик», размах крыльев которой составляет всего лишь 1,4 сантиметра. Самая огромная – Агриппина, известна размахом в 30 сантиметров, поэтому ее часто принимают за птицу.
Бабочки природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Ведущий: Какое самое сильное насекомое, да и вообще самое сильное живое существо в мире, с учётом размеров и массы хотите узнать? Это— муравей.
Доклад о муравье
Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И ее домой несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
Вопрос: Как называется дом у муравья?
Ответ: Дом у муравья – это муравейник.
Самое сильное насекомое — муравей, он способен поднимать вес, который превосходит его собственный во много раз. Он самое древнее из насекомых на планете.
Вопрос: Какой у них возраст?
Ответ: Их возраст насчитывает около100 миллионов лет.
Вопрос: Интересно почему, дожив до наших дней, муравьи практически не изменились внешне?
Ответ: Причина такой адаптации, по мнению ученых, в том, что они живут вместе и дружно. Живут муравьи около года. Муравьи никогда не спят, на протяжении всей жизни.
Доклад «Почему комар пищит, шмель гудит?»
А вот залетела в окно … загадка и тонко запищала над ухом: «Летит – пищит, лишь тогда, когда летит, а сидит – молчит. Вы узнали кто это? Правильно комар. Все дело в его крыльях. В полете комариные крылышки трепещут, колеблются, да так быстро, что издают звук. У комара он тоненький – потому что крылышками комар машет очень быстро.
Вопрос: А почему муха жужжит?
Ответ: Муха машет крылышками медленнее – поэтому не пищит, а жужжит. У шмеля голос ещё басовитее – он гудит.
Вопрос: А почему шмель гудит?
Ответ: Это потому, что шмель машет крыльями, а значит, колеблет ими воздух ещё медленнее.
Вопрос: Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке?
Ответ: Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание.
Физпауза Пчела
Прилетела к нам вчера (бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела, (загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали, (опять бежим по кругу)
От усталости упали. (медленно опускаемся на ковер)
Ведущий: Я загадаю вам загадку (показ мнемотаблицы с зашифрованной загадкой) Это - не рыба, не зверь, не птица, нет хвоста, нет перьев, не большая, а маленькая, 6 лапок, 2 крыла, живет в лесу и в поле и приносит людям пользу. Кто это? (Пчела).
Доклад о пчелах
Привет! Мы - пчелы, дружные и трудолюбивые насекомые.
Сейчас мы расскажем вам о своей большой семье! Как только пчелке исполняется 10 дней, она выходит на работу - собирать нектар для меда, который вы так любите.
А откуда мёд берётся –
Вот сейчас мы разбёремся
От начала до конца:
На цветочках есть пыльца,
Как песочек золотой.
Пчёлка ловко собирает
Её в лапки день – деньской.
Есть ещё нектар в цветочке –
Пчёлка нежно хоботочком
Заберёт его оттуда
И торопится, покуда,
Не доставит в домик свой.
Вопрос: А куда вы приносите собранный нектар?
В Улей. Улей это наш дом.
Разольёт его по сотам-
По малюсеньким тарелкам,
По своим пчелиным меркам –
Кропотливая работа.
А потом ещё труднее:
Нужно чтобы из ячеек
Испарилась вся вода.
Милана: «Очень сложно это?» -
Матвей: «Да!»
Вопрос: А какие «профессии» есть у пчел?
Пчела владеет многими профессиями. Одни из нас добывают мед. Другие воспитывают малышей, третьи строят улей, четвертые его сторожат. А еще есть пчелы, которые работают как вентилятор, машут сильно-сильно крылышками около улья, охлаждая его жарким летом.
И тогда все пчёлки разом,
Не сомкнув глаза ни разу,
Машут крыльями неделю,
Создавая ветерок –
Нужно сделать это в срок.
Все вы любите мёд, но мало знаете о его свойствах. По мнению Винни Пуха, мёд – это лучший подарок. Действительно, мёд – это лучший подарок природы человеку. Мёд – это вязкая жидкость янтарного цвета, очень вкусная и очень полезная. Пасечники всегда оставляют нам запас еды. Приходите к нам на пасеку и посмотрите, как мы живем. Приятно было познакомиться, ребята!
Сценка «Пчелки и зима»
1 Рассказчик Когда наступили холода, Митрофан укрыл своих пчёлок соломой, чтоб не замёрзли. Всю зиму он мастерил новые ульи и мечтал, как устроит пасеку. В начале весны, когда снег ещё не сошел, решил Митрофан убрать солому, чтобы пчелки подышали свежим воздухом.
Митрофан: просыпайтесь сони, весна пришла!
2 Рассказчик: Ласково позвал Митрофан, но ему никто не ответил. Он заглянул в домик для пчёл и ужаснулся. Одни пчёлки лежали на дне и не двигались, другие слабо махали крылышками. Только матка была здорова. Она сердито прошипела.
Матка:
Мои пчёлки не спят, а умирают от голода, как мы не экономили мёд,
старались делить его на всех по маленькой капельке, но всё равно не
хватило. Последние дни пчёлки, кормили только меня. Видимо зря, без
них я двух дней не проживу.
Митрофан: Что же мне делать? (растерянно)
Матка: Накорми нас скорее! (приказным тоном)
Митрофан: Сейчас принесу гречневой каши и хлебушка.
Матка: Мы не люди (сердито, мы питаемся только мёдом да нектаром.
3 Рассказчик: Пошёл Митрофан домой, чуть не плачет. Попросил жену:
Митрофан: Скорее сделай мне сахарную воду. Пчёлкам нашим мёда не хватило умирают они от голода.
Жена: Я одну банку мёда спрятала на случай болезни.
3 Рассказчик: Улыбнулась жена и достала из шкафа мёд, развела его водичкой и отдала. Обрадовался Митрофан и предложил пчё лкам:
Митрофан: Кушайте, родные, оживайте.
Матка: Побрызгай, на пчёл медовой водичкой, от голода они даже шевелиться не могут.
1 Рассказчик: Митрофан так и сделал, пчёлки принялись слизывать капельки сладкой воды и кормить друг друга. Никого не забыли, в первую очередь старались самых слабых и больных накормить.
Митрофан: Вот теперь я понимаю, что значит «один за всех и все за одного!» (восхищенно)
Пчё лки: Да, без этого мы бы не выжили.
Митрофан: Простите меня, думал я, что зимою вы спите, и мало оставил вам мёда.
Пчё лки: Мы никогда не спим. Работаем днём и ночью, летом и зимой.
Ночью делаем, то что днём не успели. А зимой в клубок собираемся, чтобы тепло в улье сохранить. Да всё время пчёлки, которые с краю, меняются с теми, которые в серединке. Для того, чтобы не замерзли.
Митрофан:
Больше я такой ошибки не сделаю.
Пчё лки: Главное, чтобы, чтобы пасечник чувствовал и понимал нас.
(все герои выходят, берутся за руки, поднимают их вверх и говорят: «Один за всех и все за одного!»)
Ведущий: Я вас хочу пригласить в творческую мастерскую и выполнить коллаж «Этот удивительный мир насекомых».
На две подгруппы делятся вместе с родителями.
Подведение итогов конференции.