Татьяна Евсюкова
Детская литература в жизни маленького ребёнка.
▼ Скачать + Заказать документы
Заложенные в раннем дошкольном возрасте образовательные ценности: нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала.
Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгой ребёнок не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и учиться думать, анализировать, развиваться творчески.
Публикация «Детская литература в жизни маленького ребёнка,» размещена в разделах
Таким образом, процесс общения ребёнка с книгой – это процесс становления в нём личности. Поэтому приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку, читающему и, как следствие, много знающему, должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребёнке, начиная с раннего возраста, а не с дошкольных лет, как это было раньше.
К сожалению, в семьях недостаточно уделяется внимания чтению детской художественной литературы. И в дальнейшем это становится причиной «не чтения» в школе. Поэтому задача педагогов, а так же родителей сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу, тянулся к ней, воспринимал общение с ней как праздник.
В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, Гербовой, Комаровой рекомендованной Министерством образования и науки произведения отобраны особенно тщательно, с учётом их художественных достоинств, доступности держания для детей определённого возраста.
В программе предоставлены как классические произведения, известные не одному поколению, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов. Программа предоставляет право педагогу вносить изменения в списки рекомендованной литературы.
Чтобы воспитать читателя в ребёнке, взрослый должен знать те книги, которые будут важны для малыша, не лениться, чаще читать их, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда из маленького малыша вырастет содержательный и глубокий человек.
Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.
У ребёнка интенсивно формируется наглядно – образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь.
Особое место занимают малые фольклё рные формы: песенки, потешки, прибаутки. Благодаря простоте и мелодичности звучания, малыши играя запоминают незатейливые тексты, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Их не удивляет поведение «сороки – белобоки, козы – дерезы», так как они понимают игровой характер сюжетов, их забавность. Дети легко откликаются на предложение развернуть игровое действие в ролях и могут себя представить «козликом, собачкой».
На третьем году жизни малыш начинает понимать бытовую
сказку «Курочка Ряба», «Репка» и сказки о животных «Колобок», «Козлята и
волк».
Ранний дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый жанр малышей. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен и близок. Выбирая сказку для чтения или рассказывания необходимо придерживаться особым требованиям: сказка должна соответствовать возрасту ребёнку, быть небольшой по объёму, интересной по содержанию, динамичной и яркой.
Художественная литература очень богата. В неё входят сказки, потешки, песенки и многое другое.
Выбор литературы зависит от взрослого. Важно читать не случайные произведения, а произведения яркие и доступные. Ведь именно в раннем возрасте малыш делает первые шаги к книге.
Дети копируют взрослых, и если малыш видит их читающими, то и сам тянется к книге. Необходимо не только читать, но и проводить предварительную работу: показать иллюстрации, рассказать, дать характеристики. Например: козлятки маленькие, волк большой и страшный, коза добрая и умная.
Чтобы больше заинтересовать малышей сказкой необходимо использовать присказки и концовки. Например: «Жили – были», «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодей» и так далее. А после чтения сказки можно предложить малышам фигурки для самостоятельной игры. Такая игра доставляет много радости.
Ребёнок с радостью готов воспринимать из уст взрослого сказки, песенки, потешки, небольшие произведения.