Оксана Акимочкина
О важности ритма и повторения в жизни маленького ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Все процессы человеческой жизни связаны с ритмами (природные ритмы, ритмичность дыхания, сердцебиения и т. д.). И хотя взрослый человек научился преодолевать природные ритмы (может спать днем, а ночью бодрствовать, маленькому ребенку, ввиду его естественной близости к природным процессам, соблюдение ритма необходимо для физического, эмоционального и психического здоровья. Дети, живущие в грамотно организованном пространственном и временном окружении, имеют такую необходимую для их благополучия возможность переживать предсказуемость мира, когда не происходит ничего неожиданного, хаотичного и непредвиденного. Это переживание дает им уверенность в завтрашнем дне и ощущение внутренней и внешней стабильности.
Публикация «О важности ритма и повторения в жизни маленького ребенка» размещена в разделах
Также существует специфика, связанная с психологическими и физиологическими особенностями развития ребенка в дошкольном возрасте. В этот период жизни тело активно растет и формируется, и ребенок осваивает его структуры и возможности, овладевает своим телом. Для такого активного формирования и овладения телом нужны ритм и повторение. Ребенку снова и снова нужно воспроизводить образцы и модели действий. Когда ребенок учится ходить, он ежедневно прилагает усилия для поддержания тела в вертикальном положении и удержания равновесия. Он совершает это много раз и в результате этих усилий, позвоночник формируется для ходьбы. При овладении речью ребенок сотни раз произносит звуки, играет в слова, и благодаря этому формирует гортань и всю моторику, связанную с речью.
Таким образом, ритм и повторение - необходимые условия для решения ребенком задач данного этапа развития. Дети и сами говорят взрослым о своей потребности жить и развиваться в соответствии с ритмами природы и внутренними ритмами. Например, они часто просят рассказывать одну и ту же сказку на протяжении долгого времени, играть в одну и ту же игру.
Учитывая эту потребность ребенка и взяв за основу дневной, недельный и годовой ритмы, можно и нужно создать благотворную для его гармоничного развития атмосферу в детском саду и дома.
Важно, что ритмическая организация подразумевает не только повторение, но и постепенную смену одних видов деятельности (тех, которые требуют от ребенка концентрации) другими (теми, в которых ребенок может расслабиться, по принципу ритмичности дыхательной системы. Хорошо, когда спокойные занятия сменяются подвижными, групповые виды деятельности - индивидуальными. Ежедневные занятия должны иметь в ритме дня свое место и время, а еженедельные - закрепленный день. Так, например, один день можно посвятить совместной уборке в группе, другой - лепке из теста, глины, воска, третий - рисованию красками. В конце недели можно показывать кукольный спектакль.
Основу годичного ритма составляют природные процессы, народные праздничные традиции, некоторые религиозные праздники, а также культурно-исторически сложившиеся на данной территории.