Наталья
Опыт работы «Освоение правил общения посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение правил общения посредством игры
А. С. Макаренко писал: “Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях… Если же происшествий нет… О проблемах воспитания не вспоминают“. Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.
Публикация «Опыт работы „Освоение правил общения посредством игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Известно, что некоторые дети, играя часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей - получить роль, игрушку. Говорить ребё нку: “Не играй с Петей, потому что он дерётся” – малоэффективно. Петя ему нравится, и он всё равно будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними воспитательными беседами о справедливости в отношении детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение всех детей группы.
Прежде всего мы обратили внимание ребят наиболее частые причины, по которым возникают ссоры. Исследователи детских взаимоотношений (С. Н Карпова, В. Г. Нечаева, С. Г. Якобсон, Л. В. Артёмова и др.) отмечают, что это ссоры из – за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, её сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумения разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Для этого необходимо использовать определённый набор правил, чтобы помочь ребёнку освоить нравственные нормы общения. Научить видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Мы научили ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь они сами могут оценить отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя. Опираясь на то, кто как соблюдает правила взаимоотношениях в играх, дети составили самостоятельно мнение о других ребятах. Единая оценка всех детей по отношению к конкретному поступку или сформированное мнение группы позволило объективно и благотворно влиять на каждого члена группы. Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнёры для игры того, кто доброжелателен – эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.
Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, мы составили рассказы об играх в детском саду, где ярко показали ситуации нарушения нравственных норм. Всё услышанное было понятно, в подобных ситуациях приходилось бывать нашим воспитанникам. В то же время мы тактично не затрагивали поведение конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того, рассказ давал образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникают тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражнялись, закрепляли правила, с которыми только, что познакомились, наблюдали как их выполняют другие дети. Каждый ребёнок стремился соблюдать правила, ведь кому хочется быть похожим на отрицательных персонажей рассказов. На этапе усвоения правил воспитатель участвовал в играх ребят, помогал руководствоваться правилами. После игры обязательно говорили о том, как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть, а с кем выходят только ссоры. Дети указывали причину, почему это происходит. С каждым днём игры ребят становились интереснее потому, что не возникало ссор, повышался общий нравственный уровень отношений детей. Но были и такие, которые не хотели считаться с правилами игры, продолжали конфликты, за что каждый раз получали осуждение детей. Ребята тут же реагировали на нарушения и не хотели играть с ними. Теперь уже вся группа была регулятором взаимоотношений.
Усваивая правила, дети часто будут жаловаться взрослым о нарушении правил товарищами. Жалуясь ребёнок будет говорить о том, что он запомнил правило, а кто-то его нарушает. Воспитателю нужно внимательно отнестись к таким сообщениям и использовать их для бесед о поведении сверстников.
Для того, чтоб дети быстрее усвоили правила игры и правила поведения в игре рекомендуем использовать средство художественной выразительности: это поучительные беседы по картинкам, чтение детской художественной литературы, слушание и пение песен. Очевидно, что через наглядные примеры и художественное слово детям будет легче понять и принять правила игры, взаимодействовать непринуждённо и дружелюбно в игре, соблюдая правила культуры поведения.
Опираясь на свой педагогический и практический опыт в работе по данному направлению, мы составили ряд упражнений на закрепление правил культурного поведения в игре. Приведё м несколько примеров:
Младшая группа
Правило «Не бери игрушку без спроса у товарища».
Ситуация «Как Петрушка и Матрёшка играли»
Воспитатель разыгрывает ситуацию Матрёшка играет с петушком, поёт песни, подбегает Петрушка и вырывает у неё петушка. Матрёшка плачет, а Петрушка весело играет с петушком.
Воспитатель спрашивает: «Почему Матрёшка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите, дети, ему исправить свою ошибку. Запомните важное правило : «Не бери без спроса игрушку у товарища».
Ситуация «Волшебные слова».
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель спрашивает: «Хотите поиграть с игрушками? Подумайте, с какой игрушкой вам хотелось бы поиграть, но в руки её не берите. Пусть это будет ваш секрет. А я этот секрет попробую отгадать. Сейчас я раздам игрушки, а вы сидите тихо, не выдавайте свой секрет. Оля какую я дала тебе игрушку? Я не отгадала твой секрет? А какую игрушку ты хотела взять? Что нужно сделать, чтобы эта игрушка была у тебя? Иди, Оля, попроси её у Коли. Умница, Оля. Ты попросила вежливо, ласково смотрела на Колю, когда просила, и не забыла его поблагодарить. Коля тоже поступил хорошо: он поделился игрушкой с девочкой.
Чей же ещё секрет я не угадала? Ну ничего, вы попросите нужную вам игрушку так же как это сделала Оля.».
В заключение воспитатель обращается к детям: «Вы сейчас говорили друг другу волшебные слова. Молодцы, поступайте так всегда и помните правило : не бери без спроса игрушку у товарища.
Ситуация «Как Петя и Витя играли с кубиками».
Воспитатель разыгрывает ситуацию «Пришли утром в детский сад Петя и Витя, они сразу побежали играть с кубиками. Мальчики очень любили строить дома и мосты. Каждый из них взял себе несколько кубиков. Но у Пети не хватило одного кубика. Начавшаяся весёлая стройка прекратилась, потому что Петя схватил кубик у Вити и закончил свою постройку. Витя заплакал. Почему? Кто научит Петю правильно просить игрушки? Что ему скажет Витя?».
Дети несколько раз повторяют ответы, упражняясь в обращении.
«Какое правило забыл Петя? Что нужно сделать Пете, чтобы Витя никогда не обижался на него? Старайтесь, дети, в своих играх поступать так, как требуют правила : «Не бери без спроса чужую игрушку».
Правило «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».
Ситуация «Поделись кубиками»
Воспитатель предлагает посмотреть какие постройки умеют делать Петя и Витя. Обращает внимание на то, что у Вити много кубиков, а у Пети мало. Спрашивает: «Что нужно сделать Пете, чтобы закончить постройку? Что ему ответит Витя? Правильно ответил Витя : «Возьми вот эти кубики Петя, у меня их много». Он выполнил правило : «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай»
Средняя группа
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Воспитатель читает рассказ, затем спрашивает: «Отчего детям стало скучно?» Обобщает ответы ребят: «Брат и сестра помирились, наверное, догадались, что играть надо дружно». В нашей «Книге добрых правил» есть правило о дужной игре, послушайте его. Дети повторяют правило.
Беседа по картине Е. Батуриной «Играли в поезд». Воспитатель обращается к детям: «Помните я обещала рассказать вам, в какую игру играли брат и сестра после того, как помирились. Посмотрите пожалуйста (в этот момент показывает детям картину). В какую игру они играли? Кем в этой игре был мальчик? Нравится ли ему быть регулировщиком? Посмотрите на его лицо. Мальчик как будто говорит: «Поехали». А кем в этой игре была девочка? Как вы думаете весело играть детям? Правильно, весело и интересно. Мальчик и девочка помнят очень важное правило» (Дети называют его).
Картина остаётся в группе.
Наблюдение за играми детей, их анализ.
Воспитатель и дети повторяют, что дружно играть – это значит делиться игрушками, вежливо их просить, договариваться о совместной игре.
Старшая группа
Правило «Поделись игрушками с товарищем».
Чтение стихотворение В. Лифшица «Мяч и Петя».
Воспитатель читает стихотворение и спрашивает: «Почему мяч ускакал от Пети? Как вы оцениваете поведение ребят, которых обидел Петя? Почему Пете стало совестно? А как вы поступаете, если игрушку или книжку у вас просит товарищ? В нашей «Книге добрых правил» есть очень важное правило (читает его детям). Вам не трудно его запомнить, потому что вы часто так и поступаете».
Подготовительная к школе группа
Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Вопрос детям: почему остаться одному самое страшное?»
Воспитатель предлагает вспомнить рассказы, сказки, в которых говорится о дружбе, о хороших, добрых, верных друзьях. Спрашивает: «Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса» оказался хорошим другом? Как должен поступать настоящий друг?»
Вместе с педагогом дети вспоминают знакомые пословицы о дружбе: «Чтобы у тебя были друзья, ты должен сам уметь дружить», «Дружба заботой да подмогой крепка», «Жизнь дана на добрые дела».
Дети самостоятельно делают вывод: «Помогай товарищу, не жди, когда он у тебя попросит помощи, поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами. Будь настоящим другом – останови его, если он поступает плохо. Воспитатель напоминает детям, что эти правила дружбы и товарищества им надо запомнить и постараться всегда их выполнять.
Таким образом, игра для дошкольников становится регулятором взаимоотношений между ними, настоящей, жизненной школой нравственности.