Юлия Болбас
Консультация «Детям о войне»
▼ Скачать + Заказать документы
А что такое война? А почему люди хотят воевать?
Такие вопросы многие родители слышали 23 февраля, 9 мая. В любом случае, надо быть готовыми к таким вопросам, и уметь правильно отвечать. Ведь наши детки не только спрашивают, они еще играют в "войнушку".
Прежде всего надо быть честной: «Да, мне тяжело говорить про это, я боюсь войны и очень ее не люблю». Такие искренние слова будут для ребёнка куда более информативными и воспитательными, чем все книжки на свете. Ведь он верит родителям и знакомится с миром через их мнение и отношение. И своё мировоззрение формирует именно на фундаменте родительской точки зрения. Родительское искреннее негативное отношение к войне будет маленьким кирпичиком в построении мирного будущего для ребенка.
Публикация «Консультация „Детям о войне“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для родителей
- Темочки
В истории любой страны хранится память о великих войнах. Для нас это и Первая мировая война, и Великая Отечественная. Совсем немного времени прошло с момента окончания войны в Афганистане, с момента окончания Чеченской войны. А совсем недавно весь мир потрясли действия грузинских войск в Абхазии. Все эти события часто освещаются по телевидению, обсуждаются в семьях. Поэтому неудивительно, что дети продолжают играть в войну и живо интересуются этой темой.
Детей привлекают, прежде всего, внешние атрибуты: разнообразное оружие, военная техника, возможность почувствовать себя героем и в игровой форме выразить существующее напряжение.
Основным вопросом для родителей остается: как правильно воспиты-вать ребёнка, чтобы он понимал всю недопустимость агрессии в отношении окружающих, а также старался избегать любых проявлений конфликтности.
Одни психологи утверждают, что человеку свойственна агрессия. Кон-фликт возникает, когда человек превращает свое недовольство в ненависть к другим людям, нациям, расам, религиям или идеологиям. Если же война является неотъемлемой частью человеческой натуры, то полностью изжить её не удастся никогда.
Другие психологи полагают, что любому взрослому человеку свойст-венно сохранять и защищать предмет своей любви и привязанности (страну, нацию, веру, идеологию, тогда война становится формой жертвенности и защиты своего «личного пространства». Однако ни одна психологическая теория не объясняет причину возникновения войны.
Задача кажется простой только на первый взгляд. На самом же деле, мировосприятие ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого. Поэтому многие вещи, очевидные для взрослого, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.
1. Самое главное в рассказах детям о войне – это показать все стороны этого явления: говорить можно не только о том, что война – это плохо и что люди должны бояться войны, но и о причинах, течении и последствиях войны. Если ребёнок будет понимать суть войны, ему будет легче выработать своё отношение к ней и не испытывать при этом страх.
2. О войне не следует говорить в неподходящие моменты: когда ребёнок напуган, взволнован, когда он переживает не самый благоприятный период или когда наступает этап возрастного кризиса.
3. Единого возрастного критерия и точных формулировок в данном вопросе нет. Тут многое зависит от разных факторов: в каком регионе живет ребенок (дети, живущие в зоне военных действий или там, где война закончилась недавно, узнают о войне значительно раньше своих сверстников, живущих в «мирных» регионах); каково его социальное окружение, семейные традиции; воспитывается он в семье или посещает образовательное учреждение. Многие дети, начиная с 4-5 лет, уже проявляют интерес к этой теме и играют в войну. А значит, уже в этом возрасте можно начинать рассказывать о ней детям. Лучше не форсировать события и начинать разговор тогда, когда вы заметите проявления интереса ребенка: ребенок станет задавать вопросы, или начнет играть в войну, или в его рисунках будет прослеживаться военная тематика. Наличие интереса - вот критерий психологической готовности ребенка к восприятию информации.
4. Поскольку ребенок в этом возрасте еще мал, то и объяснять нужно на доступном его пониманию «языке». Мышление в этом возрасте носит наглядно-образный характер, а значит и войну надо сравнивать с доступными пониманию ребенка образами. Например, так: «Ты помнишь, как недавно ты поссорился со своим другом Васей, и вы даже подрались. А бывает так, что целые страны ссорятся и дерутся между собой. Это и называется война. У каждой страны есть запасы оружия, которые они используют для войны : танки, пистолеты, пулеметы. Вы с Васей подрались, а потом помирились. Вот и войны могут заканчиваться так же. Страны мирятся между собой». Или, «Вспомни какие чувства ты испытал, когда у тебя в песочнице взяли лопатку без твоего разрешения».
Или так: «Помнишь, в сказке про заячью избушку попросилась лиса к зайцу жить, да его и выгнала. И пришлось зайцу помощника себе искать, чтобы дом свой освободить. Вот и войны иногда также возникают». Главное, чтобы рассказ был понятен ребенку, не был утомительным или нравоучительным и не содержал травмирующих подробностей. Важно, также, после окончания рассказа ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у ребенка.
5. Дети часто играют в войну, и не нужно запрещать им это (если, конечно, игра не становится слишком агрессивной и может привести к физическим травмам). Таким образом, дети удовлетворяют свой интерес к этой теме, выражают свои чувства и эмоции, имеют возможность избавляться от агрессии социально приемлемым способом. По мере того, как растет ребенок, расширяется и объем информации, доступный его пониманию.
6. Индивидуальные особенности ребенка, его восприимчивость и чувствительность также важно учитывать при разговоре с ребенком, чтобы своим рассказом не причинить ему психологическую травму. Поэтому лучше, если разговор на эту тему начнут родители или люди, близко знающие ребенка.
В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить об ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Например, говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
7. В старшем дошкольном возрасте можно уже более подробно рас-сказывать о войне : о том, как и где воевали члены его семьи, об их подвигах и наградах; можно читать специально написанные для детей рассказы о войне, стихотворения, разучивать военные песни. Можно смотреть военные парады, посещать памятные места и музеи. Все это обогатит представления ребенка о войне и приобщит его к знанию истории своего народа. Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран.
Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и книги на военную тему. Помимо известных детских книг, таких, как «Мальчиш-Кибальчиш» А. П. Гайдара, «Сын полка» В. П. Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л. А. Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л. Ф., ребенку постарше можно показывать вполне «взрослые» фильмы о войне – «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Отец солдата». Список можно продолжать бесконечно, благо у нас существует множество замечательных книг и фильмов, рассказывающем об этом тяжелом периоде истории.
Ребенок не способен мыслить глобально, ведь для него военный дейст-вия ведутся в специально отведенных для этого местах, будь то Поле боя или Фронт. В этих же действиях участвуют специально обученные люди — Наши солдаты и Вражеские солдаты. Солдаты специально уезжают на поле боя, чтобы сражаться друг с другом вдали от городов и населенных пунктов. А остальное население страны живет своей прежней жизнью, ждет возвращения солдат и пишет письма. Первое, что следует объяснить ребенку — то, что специального места для военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, например, город, село, деревня. Фронт — это всего навсего совокупность всех полей боя. Враги нападают сами по себе, потому что они враги. Ведь по-другому враг не может. Цель — завоевать другие страны. Ради чего — ребенок не задумывается. Надо объяснить, что любая война ведется ради какой-то цели, а не просто так: присвоение богатств соседей, присоединение соседской территории, не согласие с политикой другого государства.
А как объяснить детям эти два слова : Родина и Отечество? Эти слова имеют немного разный смысл. Отечество – это вся Россия. Это те, кто живут в России, в Отечестве. Отечество – это все мы, люди разной национальности.
Мы живём в одной стране, но мы все соотечественники. Мы живё м дружно: это и будет Отечество.
А Родина? Когда мы говорим Родина, то говорим о том доме, маленьком кусочке этой огромной территории, где мы живём. И он, вот этот маленький кусочек нам очень дорог. Мы живём, здесь наши мамы и папы, бабушки и дедушки, наши родственники, здесь мы знаем улицу, дом, и всё, что нас окружает. И у всех других народов, и у других людей тоже есть места родные, которые очень дороги тем, кто здесь родился.
Самое ценное, что могут сделать родители, это донести до сознания ре-бенка, что мир лучше любой войны.
И главное: Не пытайтесь «вылить» на ребенка сразу всю возможную информацию: она должна быть строго дозированной в зависимости от его возраста и подготовленности. По мере взросления малыша вы сможете рассказать ему больше.
Война — это всегда трагедия для целого народа, которая влечет за собой человеческие жертвы. В разговоре с ребенком о войне тема смерти тоже может всплыть.
Есть возраст, когда с детьми уже можно говорить о смерти, — это 5-6 лет. Обсуждение такой темы в таком возрасте - это норма физиологического развития. В каждом возрасте появляются свои страхи и свои вопросы, поэтому сейчас ребенку нужно рассказать то, о чем он просит. Я - за правду, главное, сказанную спокойным голосом. Можно ровным голосом рассказать и про войну, и про смерть, про всё, что происходит в нашей стране. Лучше всего отвечать на его вопросы, спрашивать, что конкретно его интересует. И важно не рассказать слишком много малышу или слишком мало взрослому школьнику, потому что в 5 лет ребенок слышать одно, а в 10 — уже гораздо больше.
Мирного неба Вам!
[/b]