Валентина Нефёдова
«Дети войны». Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы
▼ Скачать +Заказ
Литературно музыкальная композиция к 70 летию Победы.
Занятие помогает закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы, дать знания о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только армия но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашистами.
Публикация «„Дети войны“, Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Дети войны, юные герои войны
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Стихи и песни о войне. Литературно-музыкальные гостиные
- Темочки
Программные задачи: Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Дать знания о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только армия но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашистами. Вспомнить какие памятники напоминают о героях. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них.
Словарная работа: Расширять словарь: ветераны, партизаны, фашисты, дети-войны.
Предварительная работа: Беседа о дне победы 9 Мая, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о войне.
Звучит в записи марш «Прощание славянки» (музыка В. Агапкина).
Ведущий. Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.
1 ребенок Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
2 ребенок Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
3 ребенок В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей,
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
А. Иоффе
Под звуки метронома на экране появляются кадры фильма – проецируется лист календаря «Воскресенье, 22 июня 1941 г.».
1 ребенок Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова.
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
Н. Сидоренко
Ведущий. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ребенок: Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
С. Щипачев
Раздаются звуки взрывов (в записи).
Дети :
1. Зловещим заревом объятый,
Грохочет длинный небосвод,
Мои товарищи-солдаты
Идут вперед за взводом взвод.
2. И от ромашек-тонконожек
Мы оторвать не в силах глаз.
Для нас,
Для нас они, быть может,
Цветут сейчас в последний раз.
3. Слепящий дым и пыль густая,
И зной, нависший тяжело,
Над нами плыли, нарастая,
Бойцам измученным назло!
4. Горело все – цветы и клены,
Былинки не было живой.
Вокруг кустарник запыленный
Шуршал обугленной листвой.
5. Направо глянешь – дорогая
Пшеница гибнет на корню.
Налево – нет конца и края
Просторам, отданным огню.
6. Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена.
И вся, иссохшая, гудела:
«Да будет проклята война!»
В. Земной
Звучит песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).
Ведущий. Перед нами фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей…
Девочка. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. (Т. С. Ивлева, полиграфист.)
Девочка. И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю. Н. Никитина.)
Мальчик. Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задание по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…
(Ю. Г. Подтыкайлов, инженер-механик.)
Ведущий. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена. Братья и сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу.
Исполнение песни «Женька»
Ведущий. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
Девочка. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»
Ведущий. Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил.
Девочка. Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941–1942 г. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20–30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день, а ночью никто не кушает, надо терпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства… (Л. Т. Шепелева, профессор, доктор исторических наук.)
Звучит в записи произведение С. Рахманинова «Музыкальный момент».
Ведущий. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.
У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи…
Дети : Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
И вновь – весна… И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали…
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя
И не видал он материнских слез,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенес.
Русские солдаты
Звучит запись 1-й куплет песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане»
Мальчик. На нелегких фронтовых дорогах, среди пепла и руин, оставшихся на местах сожженных врагом деревень и городов, не раз видели наши солдаты цветущие наперекор смерти сады, посаженные когда-то мирными людьми в расчете на мирную жизнь. И тогда с новой силой овладевали ими гнев и ненависть к врагу.
Дети : У пыльной военной дороги
Мы сделали краткий привал.
Горели усталые ноги,
В лощине ручей ворковал.
Шмели перед нами сновали,
Сердито гудя на лету.
И я увидал на привале
Шиповник. В пыли и цвету.
Он был от корней до макушки
Изранен, как воин в бою.
Видать, проходившие пушки
Замяли его в колею.
Но, словно назло этой силе,
Шиповник поднялся с земли,
Зацвел, отряхаясь от пыли,
Чтоб мы его видеть могли.
Когда было больно и тяжко
В недоброй чужой стороне,
Когда прилипала рубашка
К усталым плечам и спине, –
За дымом,
За смертью летучей,
За далью во всю широту
Я видел
Упрямый,
Колючий
Шиповник
В пыли и цвету!
С. Смирнов
Ведущий. Четыре огненных года прошагали наши воины, дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
Дети. Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост над окопом переднего края
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто,
Тишина. Тишина. Не во сне – наяву.
И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!» –
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежний певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые –
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
А. Сурков
Девочка. ВЕТЕРАНУ
Приди, мой друг, поговори со мной
И расскажи мне о былых тревогах,
Поведай мне о жизни боевой,
Приди, мой друг, поговори со мной.
… Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас.
Не описать тех горестей, страданий,
Но им благодаря мы счастливы сейчас…
Галя Озерских
Ведущий. Сегодня у нас в зале находятся ветераны, им слово. Мы благодарны вам за чистое небо, за счастливое детство. Мы горды за Победу. С праздником вас, дорогие ветераны! Здоровья, счастья вам и вашим близким!
Звучит песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).
Ведущий. Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!
Ученик. Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет.
Растет на кургане за Доном-рекой
Суровый цветок – бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета.
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак молодой белозубый,
И кровь его темною струйкой бежит
Со лба на холодные губы.
Хотел ухватиться за сизый ковыль
Казак перед самою смертью.
Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался бессмертник.
С ним рядом казак на полоске земли
С разбитым лежит пулеметом,
И он не ушел, и они не ушли –
Полроты фашистской пехоты.
Чтоб смерть мог казак молодой пережить
И в памяти вечной был светел,
Остался бессмертник его сторожить –
Суровой победы свидетель.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета.
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
А. Софронов
Ученик. Как продолжение жизни солдат,
Под звездами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Звучит песня «Я хочу, чтобы яркое солнце светило!»
Спасибо за внимание!