Вероника Буева
Демонстрационный материал «Приставочные глаголы»
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
По данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных,27,4% глаголов,11,8% прилагательных, 1,9% числительных, 0,9% предлогов.
Публикация «Демонстрационный материал „Приставочные глаголы“» размещена в разделах
У детей с общим недоразвитием речи не сформированы структуры значения глаголов. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, выбежал, подошёл, приехал, подъехал. Очень часто для них не понятно значение глаголов. Ребёнок с ОНР будет показывать на одну и ту же картинку с действием, когда просят показать,например, где подъехала, выехала, переехала (машина).
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учё том этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.);
-уточнение значений слов;
-формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (понятийного);
-активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного активный словарь.
На начальном этапе логопедической работы рекомендуется развивать глагольную лексику следующим образом:1).Объяснить значение слов-глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово;
А). Показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики:
Б). Припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить - пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;
В). С целью актуализации припоминания событий ребёнок может мысленно (про себя,а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.
2).Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.
Шить-брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, натягивать, смотреть, вытаскивать.
ПРЫГАТЬ- разгоняться, вытягивать ноги, тормозить, дышать,отдыхать,лететь.
Словообразование представляет собой,с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой-она является составной частью морфологической системы языка,така как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.
В просе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом словообразование различных частей речи происходит последовательно – параллельно.
Формирование словообразования глаголов. Дифференциация словообразовательных форм является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте.
В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных моделей аффиксов.
Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.
1).Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
А). Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок :
С - (играть -сыграть, петь -спеть, есть -съесть, делать -сделать,
НА- (рисовать- нарисовать, писать -написать,
ПО – (обедать – пообедать, ужинать- поужинать,
ПРО – (читать –прочитать);
Б). Образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов – ива, -ыва, -во- (застегнуть- застегивать, умыть- умывать, затолкнуть- заталкивать).
2). Дифференциация возвратных невозвратных глаголов.
3). Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками;
Входит-выходит подходит-отходит
Подлетает- отлетает
Подлетает- отплывавает
Влетает- вылетает подъезжает-отъезжает
Въезжает – выезжает закрывает- открывает
Прибегает - убегает наливает –выливает
Приезжает – уезжает
Прилетает –улетает
1). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где оно совершается:
Мыла –вымыла красит – покрасил
Ловит – поймал
Рисует нарисовал стирает –постирала
Догоняет – догнала вешает – повесила.
2). Логопед просит детей показать на картинках, кто …
Умывает – умывается обувает –обувается
Прячет- прячется качает – качается
Одевает -одевается причесывается – причесывается
Делается вывод: слова умывается, прячется, обувается, одевается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
-Послушайте ещё раз эти слова и скажите, какая общая часть слышаться в конце этих слов? (_ся)
С целью закрепления дети называют различные действия по картинках.
3). Дифференциация глаголов с приставками (картинками).
А).В импрессивной речи.
Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.
Входит- выходит
Подлетает-отлетает
Подходит-отходит
Влетает-вылетает
Наливает-выливает
Аналогичным образом проводится игра в лото.
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова,
Обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.
Б).В экспрессивной речи.
Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
4).Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:
В клетку….(влетает, через дорогу (переходит)
Из клетки (вылетает), от дерева….(отходит)
Клетку….(перелетает, к дому…. (подходит)
5).Найти общую часть в словах (по картинкам)
Переходит- перебегает,
Наливает-выливает,
Подходит-подбегает; подходит –уходит
Подлетает-отлетает.
Предлагаю демонстрационный материал с глаголом "ЛЕТИТ".