Татьяна Уфимцева
Материал для НОД по теме «Грибы и ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут ягоды, и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве
Рассмотрите картинки с изображением ягод (черники, малины, земляники) - называние. Произнесите названия ягод сначала сами, затем вместе с ребенком; потом попросите его произ-нести названия самостоятельно.
Публикация «Материал для НОД по теме „Грибы и ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Дидактические игры, пособия
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Обратите внимание ребенка на цвет и форму ягод. «Посмотри, это малина. У нее красные овальные ягоды. Отработка прилагательных: красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый
Что готовят из ягод (компот, варенье, джем, повидло, фруктовый салат, пироги, др.). «Из ма-лины, черники, земляники варят варенье, компот, джем, делают соки. Все это полезное и вкусное».
Что делают с ягодами : (отработка произношения названий ягод и глаголов) собирать, мыть, чистить, варить, готовить.
Рассмотрите картинки с изображением грибов (мухомора, белого гриба, подберезовика) - называние. Произнесите названия ягод сначала сами, затем вместе с ребенком; потом попросите его произнести названия самостоятельно. Объясните ребенку, что мухомор есть нельзя.
Обратите внимание ребенка на цвет, форму ножек и шляпок грибов : «Это белый гриб. У него круглая коричневая шляпка и овальная толстая белая ножка.
Что готовят из грибов. Побеседуйте с ребенком о том, какие блюда можно приготовить из грибов : «Из грибов варят суп, делают жаркое»
Что делают с грибами : (отработка произношения названий грибов и глаголов) собирать, мыть, чистить, резать, варить, жарить.
Где растут ягоды? Когда собирают ягоды? Расскажите ребенку, что ягоды растут в саду и в лесу, грибы растут в лесу, урожай ягод собирают летом и осенью. Грибы обычно осенью.
Рассказ о грибах и ягодах. Помогите ребенку рассказать о ягодах и грибах, используя ма-териал данного задания и образец. Образец: Это яблоко. Яблоко — это фрукт. Яблоки растут на дереве, в саду. Оно круглое, красное, гладкое, мягкое.
Игры
Игра С МЯЧОМ (ответы на вопросы)
- Что растет в лесу? (В лесу растут грибы и ягоды.)
- Где растут ягоды? (Ягоды растут на кустиках и кустах.)
- Где растут грибы? (Грибы растут под деревьями.)
- Какие ягоды ты знаешь? (Черника, малина, земляника.)
- Какие грибы ты знаешь? (Белый гриб, подберезовик.)
- Что готовят из грибов? (Суп, жаркое.)
- Что готовят из ягод? (Варенье, компот, сок.)
- Какая по цвету, форме ягода, назови.
- Что делают с ягодами, чтобы получилось варенье? (варят)
-
Упражнение «БАБОЧКА И ГРИБОК». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.
На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы.
Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
— Где сидит бабочка?
Дети отвечают:
— На грибке.
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает :
— Откуда слетела бабочка?
— С грибка.
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:
— Где сидит бабочка?
— В траве. И т. п.
В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.
Игра «БРАТЬ — НЕ БРАТЬ». Увеличение словарного запаса (тема «Ягоды», дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.
Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх. (земляника, черника, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)
Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Развитие зрительного внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету.
Стихи
Воспитатель объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия ягод и грибов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия грибов и ягод, которые они услышали. Воспитатель выставляет картинки с изображениями этих фруктов на наборное полотно и просит детей пересчитать их.
На кустах и на кусточках,
На сухих болотных кочках
Ягоды растут в лесу,
Быстро зреют на весу Мухомор красив на вид, Но опасен, ядовит.
В ЛЕСУ
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится — спать пора.
Н. Саконская НАШ ЛЕСОК
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять елочек-сестричек.
Хорошо в лесу таком —
Каждый кустик нам знаком.
Только раз погоревали:
Заблудился бедный Валя.
А. Прокофьев
Находка
Под еловой колкой лапой
Притаились два грибка.
Малышей в атласных шляпках
Вижу я издалека.
Ножки белые как сахар,
Шляпки гладкие как шелк.
Долго мама будет ахать:
«Где ж ты их, дружок, нашел?
Н. Нищева Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели.
Все пенечки оглядели.
Народная потешка
Загадки
Дети с воспитателем садятся вокруг стола, в центре которого на подносе овощи. Воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет загадывать им загадки об овощах, которые лежат на подносе.
В коричневой шляпке,
На пестренькой ножке
Стоит под березкой
У самой дорожки.
(Подберезовик) На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
(Земляника)
Этот гриб — любимец мой —
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
(Подосиновик) Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Черная такая?
На кусточки, под листочки,
Кто-то бусы бросил, —
Все поляны в черных точках
У зеленых сосен.
(Черника)
Встали возле тропочки
Желтенькие кнопочки.
Симпатичные сестрички!
Назовите их.
(Лисички) Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
Сразу станет кисло.
(Клюква)
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
(Мухомор)
Физкультминтуки
«За малиной» (координация речи с движением, развитие творческого воображения).
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (Идут в хороводе, взявшись за руки.)
Спелых ягод наберем, наберем. (Останавливаются, обеими руками собирают воображаемые ягоды.)
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка. (Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон.)
Сладкая ты моя, Ягодка-малинка. (Идут в хороводе, взявшись за руки.)
«По ягоды» (координация речи с движением, развитие творческого воображения).
Мы шли- шли-шли, (Маршируют, руки на поясе.)
Землянику нашли. (Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Маршируют.)
Мы идем искать опять.
(Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.)
Пальчиковая гимнастика
«ЗА ЯГОДАМИ» (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.
В лес идем мы погулять. «Шагать» указательным и средним пальчиками обеих рук по столу.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. Загибать пальчики на обеих руках,начиная с больших.
«МУХОМОР» (пальчиковая гимнастика).
Красный-красный мухомор - (Соединяем кончики пальцев, изображаем шляпку гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвем! (Погрозили пальчиком.)
И в корзину не берем! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Дыхательные упражнения
Сказки
Сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля).
Иллюстрации
Альбом «Живая природа. В мире растений».
Картины из альбома «Круглый год».
Ю. Дмитриев «Что такое лес?»
«Белка осенью» (ил. № 15 из книги «Времена года»).
«Заботливая сестра» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).