Оксана Барбусова
Деловая игра с воспитателями.
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей дошкольников»
Цель: знакомство педагогов ДОУ с опытом работы по развитию творческих способностей дошкольников.
Публикация «Деловая игра с воспитателями,» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Представьте сцену из сказки «приключение Буратино», когда Мальвина обучает Буратино. Мальвина зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу послушного ученика. Буратино долго приходится упрашивать, никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается, когда, наконец все усаживаются, Мальвина важным тоном произносит:
- Сегодня мы будем учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается.
На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист большую кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.
Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
Тема нашей беседы - развитие творческих способностей дошкольного возраста.
Давайте сейчас вернёмся к Мальвине, Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось.
Что же такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнку? В чём оно может проявиться?
Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создаётся нечто новое. Любая ли деятельность человека считается творческой? В основном выделяют два вида поступков.
Первым называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приёмы и способы действия. (аналогия с Артемоном) .
Второй вид творческий. Н-р, водитель сначала обучается своей профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполняемым действиям, он их всего лишь производит. А когда он попадает в какую-нибудь ситуацию, здесь уже включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий творческими.
В жизни ребёнка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.
Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессиональные обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторённой дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.
Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того ребёнком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции.
Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть.
Предлагаю разделиться на две команды. Давайте посмотрим, каким должен быть и как должен вести себя педагог, чтобы способствовать развитию творческих способностей детей.
Проведём два занятия. Первая команда составляет традиционное занятие. Вторая команда составляет занятие, которое способствовало бы развитию творческих способностей детей. Занятие составляем вкратце, называя приёмы, можно даже схематично.
Для первой команды тема занятия – знакомство с басней Крылова И. А. «Стрекоза и муравей».
Для второй команды тема занятия - знакомство с басней Крылова И. А. «Ворона и лисица».
Первая команда: вспоминаем, что за жанр? (басня). Это маленькое нравоучительное сатирическое стихотворение. Кто подразумевается под действующими лицами? (насекомые). Мы знакомим детей с басней, читаем, задаё м вопросы:
- Какая стрекоза в басне, муравей?
-Как вы считаете, правильно ли поступил муравей?
- как вы понимаете выражение «зима катит в глаза»
Читаем басню ещё раз, можно инсценировать отрывок.
Как вы считаете, если оценивать, будет ли детям интересно на занятии, можем ли мы сказать, что развиваются творческие способности детей?
Вторая команда: заинтересовать детей, я очень рада вас видеть, сегодня у нас необычное занятие (достаю шкатулку) .
- давайте узнаем, что спрятано в шкатулке.
Игра «да-нет» вы мне задаёте вопрос, на которые можно ответить «да» или «нет». (в шкатулке игрушка лисы и ворона).
- итак, главными героями у нас сегодня лиса и ворона.
- почему лиса хвалит ворону?
- чем похожи ворона и лисица?
- придумайте предложения со словами «ворона», «лисица»
- задайте шутливые вопросы вороне и лисице
- придумайте другое название басне
- подходят ли к басне выражения «хлопать ушами», «мягко стелет, жёстко спать»
Как вы думаете, такой ход занятия будет ли эффективным в развитии творческих способностей?
Далее предлагаю воспитателям оценить каждое занятие цветными кружками степень развития творчества детей.
КРАСНЫЙ – творческая активность на высоком уровне
ЗЕЛЁНЫЙ – интересно, увлекательно
СИНИЙ – интересно, мало проявляется творчество.
Сегодня мы рассмотрели две басни, работа в этих двух случаях проводилась по – разному, а значит и результаты получились тоже разные. В первом фрагменте стиль общения был авторитарным, поэтому и характер деятельности детей был пассивным. Оценивать успехи мог только педагог. Второе занятие отличается от первого. Можно сделать вывод, что при традиционном педагогическом подходе темпы развития детей будут нормальными или несколько замедленными. Зато, используя второй инновационный подход с оригинальными и необычными идеями, различными способами и методами решения поставленных задач, можно надеяться, что дети будут развиваться ускоренными темпами, покажут высокую работоспособность и творческий рост.
Итак, мы с вами осознали, насколько важно развивать творческие способности дошкольников. Осталось ответить на вопрос: как их развивать? Мышление характеризует следующие качества:
1. Беглость – способность быстро выбрать нужную идею.
2. Гибкость – способность применять разнообразные подходы при решении проблем.
3. Оригинальность – способность создавать умные, уникальные и необычные идеи
4. Способность к детальной разработке – способность развивать, расширять и подробно разрабатывать какие-то идеи.
Эти качества мышления мы сейчас попробуем развить у вас, уважаемые педагоги, с помощью несложных заданий.
ЗАДАНИЯ:
1. Подготовить ответ на вопрос, как можно использовать ненужные вещи.
2. Дорисовать рисунок, обозначенный на бумаге лишь одним каким-то элементом. Каждый из участвующих по очереди добавляет к рисунку свой штрих. После этого участники придумывают название получившемуся предмету, описывают его качества и свойства.
3. На листе бумаги изображены одинаковые окружности, под ними надписи «грустный», «весёлый», задача играющих- дорисовать лица, брови, глаза, нос, рот.
4. Закончи предложение «ёлка зелёная, как…. (огурец, цыплёнок жёлтый, как … (солнышко, мяч круглый, как … (яблоко)
Вы выполнили задания, которые можно предложить детям. Такие упражнения способствуют развитию творческих способностей детей.