Елена Ивановна Давыдова
Деловая игра с педагогами «Художественно-эстетическое развитие в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
«Художественно-эстетическое развитие в детском саду».
Тема: «Художественно-эстетическое развитие в детском саду».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО.
Задачи:
Публикация «Деловая игра с педагогами „Художественно-эстетическое развитие в детском саду“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
• Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры.
• Содействовать развитию педагогического мастерства и творческого потенциала в сфере художественно-эстетического направления.
• Интегрировать творческий потенциал педагогов в развитие дошкольного образования.
Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Давайте вспомним, что включает в себя художественно-эстетическое воспитание, какие источники вы можете назвать?
Художественно – эстетическое воспитание:
• Искусство;
• Человеческие отношения (красота общения);
• Природа (красота природы);
• Деятельность, окружающий социум (соц. среда);
• Труд (красота труда).
А компонентами художественно – эстетической творческой деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность.
2. Музыкальная деятельность.
3. Мир литературного искусства. Художественная литература (чтение стихов).
4. Театрализованная деятельность.
Все вы знаете, что одним из трёх приоритетных направлений в работе нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание. И сегодня мы проведем деловую игру в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формирование культуры.
Разделимся на команды, и вам следует придумать название своей команды.
Первая остановка «Мозговой штурм».
Вопросы задаются всем командам по очереди, за правильный ответ команда получает оценочную фишку.
1. Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
2. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета цветового спектра.)
3. Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
4. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов : рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
5. Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
6. Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
7. Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
8. Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
9. Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
10. Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
Вторая остановка «Угадай-ка».
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки, на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка.)
Итак, ярмарка эта называется свистуньей.
Третья остановка «Размышляй-ка».
• Какие основные методы вы используете при обучении детей родному языку? (Словесные, наглядные, игровые.)
• С какими жанрами художественной литературы знакомите детей? (Рассказ, сказка, басня, стихотворение.)
• Одно из важнейших средств выражения мыслей, идей. (Слово.)
• Назовите детских писателей. (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина, З. Александрова, Б. Заходер, В. Берестов, К. Ушинский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков, Н. Носов, В. Осеева, К. Чуковский, Б. Житков, Е. Пермяк, В. Степанов, В. Сутеев и др.)
Продолжите строки:
• Мой веселый звонкий мяч (ты куда помчался вскачь).
• Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж… (картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).
• Моем, моем трубочиста чисто, чисто… (будет, будет трубочист чист, чист, чист).
• А потом позвонили зайчатки: Нельзя ли прислать перчатки? ( а потом позвонили мартышки: «Пришлите, пожалуйста, книжки!»).
• В доме восемь дробь один у заставы Ильича (жил высокий гражданин по прозванью каланча).
• Мне теперь не до игрушек: я учусь по букварю… (соберу свои игрушки и Сереже подарю).
Знаете ли вы басни?
• Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! («Стрекоза и муравей» И. Крылова.)
• Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна» И. Крылова.)
Назовите авторов и сказки, о которых говорится в загадках.
• Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Что за чудо-девочка в том цветке жила? (Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка».)
. У отца был мальчик странный.
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный? (А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)
Скажите, из каких сказок предметы?
• Стрела («Царевна-лягушка»)
• Туфелька («Золушка»)
• Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
• Умывальник («Мойдодыр» К. Чуковского)
• Корыто (А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
• Горошина (Г. Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»)
Четвёртая остановка «Поиграй-ка».
Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.
1. В каких направлениях театрально-игровой деятельности проявляется творчество детей? ( Продуктивное: сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское: речевое, двигательное, актерские способности; оформительское: декорации, костюмы.)
2. Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности? (Просмотр кукольных спектаклей и беседы о них; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры- драматизации.)
3. Какие виды театра используются в работе ДОУ? (Бибабо, пальчиковый, театр масок, театр ложек, театр жетонов, настольный театр, театр на гапите.)
4. Прочтите предложение удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
Разыгрывание этюдов: «Изобрази жестом». Воспитателям предлагается без слов изобразить написанное на карточке словосочетание, а все остальные должны угадать.
1. Уставшая бабушка;
2. Весёлый фокусник;
3. Горячий чай;
4. Грустный щенок;
5. Злой охранник (сторож);
6. Быстрая лошадь;
7. Тяжёлая работа;
8. Сладкая конфета.
Пятая остановка «Музыкальная»
Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях проводятся во всех возрастных группах.
• Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)
• Ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)
• Что такое серенада? (Изначально это песня, исполняемая для возлюбленной обычно в вечернее или ночное время и часто под ее окном. Такой жанр был распространен в Средневековьеи эпоху Ренессанса. В эру барокко серенадой стали называть кантаты, исполняемые на открытом воздухе в вечернее время.)
• Что такое фольклор? (Народное художественное творчество : песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.)
• Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, хореографию, драматургию, изобразительное искусство. (Опера.)
• С помощью каких ключей можно прочесть музыкальную запись? (Скрипичный и басовый ключи.)
• Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)
• Назовите основное средство выражения музыки. (Звук.)
• Назовите разновидности песни (колыбельные, похоронные, свадебные, детские, серенады, романсы); танца (полька, вальс, чарльстон, фокстрот, румба, твист, рок-н-ролл); марша (детский, военный, спортивный, свадебный (торжественный, похоронный, цирковой).
• Угадайте мелодию. («Песенка мамонтенка», муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего; «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера; «Кабы не было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.)
Шестая остановка «Поразмышляй-ка»
Первая команда
• Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
• Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
Вторая команда
• Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.
• Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?
Уважаемые педагоги, вы выполнили все задания на уже пройденных станциях. Что еще оказывает влияние на развитие и формирование эстетического отношения к окружающему, интеллектуальных и художественно- творческих способностей детей? Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии среды обитания человека вообще и ребенка в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.
1. Руководитель МБДОУ -
Персона стильная в саду.
Тенденций модных новизна
И чувство вкуса есть всегда.
Всё - от причёски до ключей
Продумано до мелочей!
2. Коль идёт процесс педагогический,
Воспитатель одевается классически:
Туфли, юбка, блуза и жакет -
Повседневный, будничный комплект.
Если на участке мы с травой
Завязали не на шутку бой,
Надеваем бриджи и футболку
И - вперёд, с мотыгой на прополку!
Ну а когда час праздника настал,
Уместно нарядиться, как на бал:
Мы платье праздничное надеваем,
Про украшения не забываем.
А если на празднике он не ведущий
То может примерить любой он костюмчик
То в дядюшку Фокуса он воплотиться
То в Бабу-Ягу легко превратиться
Любые роли сыграет отменно
Наш воспитатель талантлив несомненно!
3. Муз. рук на подиум смело выходит,
Заметьте, костюмчик ей как подходит!
Наряд элегантный, наряд современный,
В нём наш музыкант сыграет отменно!
4. У каждого роль в коллективе своя,
И вы не забудьте об этом, друзья!
Пусть ваш внешний облик несёт позитив
И каждый сотрудник пусть будет красив!
Подведение итога игры: подсчёт количества фишек, награждение.
Список литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М. : Сфера, 2009.
2. Голицын Н. С. Копилка педагогических идей. М. : Скрипторий-2003, 2007.
3. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию// Дошкольное воспитание. 2004. № 8.
4. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников. М. ; Педагогическое общество России, 2005.
5. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду. М. : Сфера, 2007.
6. https://infourok.ru/pedsovet-po-hudozhestvennoesteticheskomu-razvitiyu-delovaya-igra-pedagogicheskiy-probeg-1315492.html