Оксана Миронова
Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №57 «Катюша»
«Инновационные формы работы с родителями»
Составитель:
Миронова О. Н.
Тамбов 2024
Деловая игра с педагогами ДОУ
«Инновационные формы работы с родителями»
Публикация «Деловая игра с педагогами ДОУ „Инновационные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель игры: формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути решения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Ход деловой игры
Организационный момент
Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме деловой игры, как одной из инновационных форм работы. Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства».
Разминка. Приветствие.
Игровое упражнение «Здравствуй, ты представляешь…»
Ход упражнения: воспитатели обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь…» и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ними и родителями детей группы, или необычный эпизод из своего опыта.
Цель – активизация и сближение группы, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы.
Теоретическая часть
Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.
Упражнение «Найди определение»
На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.
Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.
Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.
Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.
Работы в подгруппах (вызвать по 1-2 человека на столах лежат карточки с названием блока формы работы вписать недостающее) :
Упражнение «Карусель»
Мы с вами остановились на формах работы. Я приглашаю к себе 4-х педагогов, выполняем упражнение «Карусель». Каждый из вас, в таблицу записывает
1-й педагог только - информационно-аналитические формы работы;
2-й педагог только - досуговые;
3 – й педагог познавательные;
4-й педагог только наглядно-информационные.
На выполнение дается 1 минута, далее меняемся, пока все таблицы не окажутся заполненными.
Теперь зачитываем.
Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми :
опрос;
тесты;
анкетирование;
заполнение социального паспорта;
почтовый ящик доверия;
интервью с родителями;
посещение воспитанников на дому;
ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.
семейные театры, концерты, игры, конкурсы;
спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;
вернисаж совместного творчества;
выставки семейных коллекций;
родительский уголок творчества
мастерская Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.
родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);
родительские клубы;
проекты;
индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);
семинар-практикум;
информационные стенды.
Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
открытые занятия;
родительские уголки;
выпуски газет;
выставки детских работ, фотографий;
просмотр видеороликов;
день открытых дверей;
интернет странички для родителей;
мини-библиотека;
акция («Лента памяти», посвященные Дню Победы; «Новогодняя сказка» «Покормите птиц зимой»)
2 часть.
Решение педагогических ситуаций.
Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.
1 ситуация
Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
2 ситуация
У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т. п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра. Как помочь малышу обрести детство?
Вывод: именно в конкретном случае не всегда инновационные формы работы уместны в работе с родителями. Старая, добрая классика проверенная временем, имеет больший успех и результативность. В данном случае требуется работа с психологом.
Заключительная часть
рефлексия
Упражнение. «Талант педагога!» Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).
«Работу я свою люблю
И в ней я счастье нахожу!
Но…»
На работу, рано собираясь,
Глаз накрасить не могу никак…»
Вот и подошло к концу время нашего общения. Мы с вами пришли к выводу, что основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй
Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.
Варианты решения ситуаций:
1. Надо постараться найти с помощью психолога аргументы в пользу правильного азвития ребёнка. Всё должно происходить в своё время, и бывает очень опасно его опережать, особенно в дошкольном возрасте, когда дети познают мир через игру, свободное общение со сверстниками. Если ребёнок не наиграется в дошкольном детстве, то потом могут выплыть очень серьёзные психические проблемы. Именно психолог сможет объяснить родителям все внутренние процессы, которые происходят с их ребёнком, может протестировать его и объяснить родителям результаты проведённых тестов (в том числе и в рисунках малыша, в том, что и как он изображает). Таким образом, вы можете раскрыть все плюсы и минусы подобного воспитания ребёнка, а вот решать уже придётся самим родителям.
2. Родители ведь искренне уверены, что желают ребенку только лучшего. Думаю, что к психологу сами они не пойдут. Может попробовать пойти от противного - начать хвалить родителей, как много времени они уделяют малышу, добавляя каждый раз - как жаль только, что он не высыпается - на занятии лепкой все время зевал; - что-то у него часто стало внимание рассеиваться; - встретили тут бывшего воспитанника, с которым тоже много занимались, ему в школе очень не нравится. В первом классе скучно, перевели во второй, а там ребята старше и не играют с ним, но у вас, надеемся все будет по-другому; - мы замечаем, что он не умеет играть со сверстниками. Вы, наверное, с ним в другие игры играете? В какие? Ведь ведущая деятельность - игра. Нам очень интересно КАК вы слушаете классическую музыку, что малыш представляет в это время? А что он рисует? Покажите позитивное отношение к родителям. Тогда будет легче "достучаться" до них. А ребенку действительно тяжело выполнять все амбициозные родительские планы? Может, ему нравится? И сил на все хватает - и заниматься, и гулять, и с друзьями играть.