галина смольянинова
Мини-музей «Русская изба» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В один из пунктов Федеральной образовательной программы ДО в направлении духовно-нравственного воспитания входит развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, нашу многовековую историю развития. Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место. По какому пути пойти воспитателю, чтобы решить эти проблемы? Одним из эффективных технологий воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей у дошкольников является музейная педагогика. Мини–музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогает обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и формирование национальной культуры. В нашем детском саду более десяти лет назад создался и пополняется по сей день мини-музей «Русская изба». В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, труда, рукоделия, старинными аксессуарами. Есть макет русской печи, детской зыбки. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: кровать, сундук, прялка, чугунки, ухват, грабли, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, постельные принадлежности, полотенца, мужская и женская одежда, настенный ковер, крынки, веретено, сито и т. д. Имеются предметы декоративно-прикладного искусства: хохлома, гжель, филигрань, береста. В музее собраны народные музыкальные инструменты, старинные проигрыватели. Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников. Педагоги детского сада старались найти правильные подходы к вопросу создания среды «Русской избы», и так же обращали внимание на рациональную организацию развивающего пространства мини-музея. Для создания интерьера избы были проведены беседы с сотрудниками краеведческого музея, изучены музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобраны предметы, соответствующие старине. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом. Работа в нашем мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, игры, фольклорные праздники. Через посещение «избы» педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами, поговорками, колыбельными, сказками. Работа мини – музея «Русская изба» детского сада является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Используемая литература 1. В. С. Воронов. О крестьянском искусстве. - М. ,1972 г. 2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008. 3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа – СБ: АКЦИДЕНТ, 1997. •
Макет русской печи с кухонной утварью
Кровать, макет детской зыбки, сундук
Стол с самоваром и посудой
Прялка
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Проблемы духовно нравственного воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-594428-1739538710.jpg)