Оксана Деркач
Деловая игра «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра : «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников».
Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
Публикация «Деловая игра „Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- ознакомить педагогов с научными знаниями о конфликтах;
- систематизировать педагогов в овладении навыков конструктивных способов поведения в конфликтах;
- систематизировать педагогов в овладении навыков конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.
Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Игра будет состоять из 3-х частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога. За каждую часть игры командам будут выдаваться жетоны. Для игры нам понадобится жюри (выбор жюри 1-2 человека по желанию). Начинается игра с названия команд ( команды выбираются по цвету конфет: желтые и красные).
1 часть. Разминка. Вопросы задаются каждой команде по очереди.
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)
6. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)
7. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
2 часть. Решение педагогических ситуаций.
1. Воспитатель обращается к маме Артема с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – мол, он «за это зарплату получает».
Комментарий воспитателя. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.
Психолог. Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно с другим воспитателем стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.
2. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий воспитателя. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
Психолог. В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Тани не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)». Ведь от одного слова человек может прийти в ярость, от другого – успокоится.
3. Алина – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.
Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Алину в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако воспитатель и мама не смогли наладить отношения.
Комментарий воспитателя. Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем.
Психолог. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!
4. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители Миши возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.
Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарий воспитателя. Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения.
Психолог. Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно «нет дыма без огня».
– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?
3 часть. Упражнения на развитие коммуникативной компетентности педагога.
Упражнение 1 «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей: «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся», «занятый». Каждая команда выбирает один образ, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению:
1. Что было проще создать образ или угадать его?
2. Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
3. Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?
В заключении подсчитываются количество жетонов у команд, и выбирается победитель. Победитель получает поощрительный приз.
Таким образом, самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место.
Литература:
1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014г.
2. Зайцева О., Багадаева О., Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО//Дошкольное воспитание, №11, 2016.
3. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac153.htm
4. Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/11/blits-igra-pedagogicheskaya-kompetentnost-kak-uslovie-effektivnosti