Алла Терашкович
Взаимодействие с социальными институтами как одна из форм дополнительного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с социальными институтами – как одна из форм дополнительного образования в ДОУ.
Дошкольный возраст - это «период первоначального фактического склада личности» Леонтьев А. Н.
На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. Ориентиром развития системы дошкольного образования РФ на сегодняшний день является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательный требований к дошкольному образованию.
Публикация «Взаимодействие с социальными институтами как одна из форм дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах
С введением стандартов дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, которое, в свою очередь, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. 1
Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство в дошкольном образовании можно рассматривать как дополнительное образование, которое предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами. Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными институтами.
Некоторые родители недооценивают влияние дополнительного образования на развитие ребенка и считают его лишней тратой времени, которого у них, в силу занятости на производстве, нет. Определенная группа родителей считает, что давая своему ребенку лишь обязательное образование, в пределах детского сада, они дают ему возможность разностороннего развития. Однако это не совсем так. Зачем же тогда нужно дополнительное образование?
Весь смысл скрывается в слове «дополнительное». Это образование дает ребёнку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. И именно детский сад, взаимодействием с различными социальными институтами, может компенсировать этот пробел.
Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. Малыш получает дополнительные знания, которые расширяют его кругозор. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка активную жизненную позицию.
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному обществу. Дополнительное образование детей в рамках сотрудничества детского сада с различными социальными институтами – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, предоставляющее личности возможность выбора своей судьбы.
Мотивированное образование за рамками основного, «детсадовского» образования, позволяет ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, личностно. Чем более совершенна система дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, тем интереснее и привлекательнее, прежде всего для ребенка и его родителей, само общеобразовательное учреждение.
Основными принципами сотрудничества детского сада и социальных институтов являются:
• Установление интересов каждого из партнера;
• Совместное формирование целей и задач деятельности;
• Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
• Выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества;
• Значимость социального партнёрства для каждой из сторон.
Организация социального партнерства в рамках культурно-социального комплекса, позволяет создать новые условия для воспитания и развития подрастающего поколения, повысить культуру и творческую активность всех участников социального партнерства.
Основные формы организации социального партнерства:
• Совместные мероприятия;
• Коллективно-творческие мероприятия;
• Информационно-просветительские мероприятия;
• Разработка и реализация совместных проектов, акций;
• Кружковая работа с привлечением специалистов.
Приоритетные принципы дополнительного образования в ДОУ:
• Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
• Ориентация на личностные интересы и способности детей;
• Возможность свободного самоопределения и самореализации;
• Единство обучения, воспитания, творческого развития;
• Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства. Знания, умения, навыки, приобретённые детьми, рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности в контексте освоения им жизненного и социокультурного опыта. У воспитанников развивается творческое мышление, умение разрабатывать и решать проблемы, принимать решения, делать выбор, сотрудничать в коллективе. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных мероприятиях, являются постоянными посетителями библиотеки, различных кружков и секций.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» /В. А. Сухомлинский/
Литература:
1. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования : учеб. -метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М. : Владос, 2007. - 160 с.
2. Кождаспирова Г. М. Педагогический словарь: для вузов / Г. М. Кождаспирова, А. Ю. Кождаспиров. - М. : изд. центр «Академия», 2008. - 176 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – (от 17.10.2013г. Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст. 2).