Оксана Александровна
Деловая игра для воспитателей «Этикет и культура питания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам этики и культуры питания в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания и сервировке столов.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Темочки:
- Вежливость, этикет. Семинары, тренинги для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Продукты питания
- Темочки
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;
- творческий подход к решению задач игры.
Ход деловой игры:
Уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы поделиться опытом работы по этике и культуре питания в детском саду. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым, приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие этикет.
В своей работе педагоги часто сталкиваются с некоторыми трудностями: не хватает знаний не только у младших воспитателей, но и у самих педагогов. Нет желания: младшие воспитатели не хотят помогать педагогу, делают так, как им уже привычно, а педагоги, не желая конфликтовать с ними, пускают всё на самотек.
Нет возможностей: в детских садах элементарно не хватает необходимой для правильной сервировки стола посуды.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию мы проведём с вами деловую игру «Этикет и культура питания в детском саду».
Как вы думаете, что обозначает термин ЭТИКЕТ?
Этикет – (от фр. etiquette–ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, составная часть культуры общества, своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.
ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ – это правила, которые связаны с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.
Что обозначает термин СЕРВИРОВКА?
Сервировка (от фр. service) термин в кулинарии, который обозначает ряд связанных процессов при приёме пищи:
- процесс накрытия стола, с размещением на нём столовых приборов – сервировка стола;
- украшение блюд для придания им внешне интересного вида – сервировка блюда;
- сервировка – процесс подачи блюд гостям, в данном случае детям.
Итак, мы начинаем нашу игру.
Приглашаю поиграть и проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить, что не знаем- подучить.
А подводить итоги игры будет наше уважаемое жюри.
Наша сегодняшняя игра командная.
Участвуют 2 команды – «Ложечки» и «Вилочки».
А жребий поможет вам выбрать свою команду.
I тур – Разминочный
1. Какие фрукты едят руками? (мандарины, виноград, вишня, черешня, абрикосы, сливы)
2. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа? (яблоки, груши, бананы, арбуз, дыню, ананас, апельсин)
3. Чем берут хлеб из хлебницы и как его едят? (щипцами, рукой с салфеткой, рукой. Отламывают кусочками или (откусывают в славянской кухне)
4. Как нужно наклонять тарелку с супом? (от себя, набирают суп ложкой соответственно)
5. В какой руке держать вилку? (в левой, нож в правой)
6. Куда класть использованную бумажную салфетку? (Использованную салфетку можно аккуратно скомкать или же сложить пополам. Затем положить рядом с собой на скатерть или под тарелку)
7. С какой стороны нужно убирать посуду? (с левой)
8. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае? (на блюдце)
(памятка «Едим фрукты по правилам этикета».)
2. В какой возрастной группе можно учить детей пользоваться ножом и вилкой? (старшая группа)
3. Роль педагога в воспитании культуры поведения дошкольников заключается? …
(- в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи,
- в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми)
4. Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в воспитании у детей культуры поведения за столом?
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
1. С какого возраста вводится дежурство по столовой?
Дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет кружки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол младший воспитатель, поставить салфетницы, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.
2 тур – «Найди ошибку».
Играющим на слайдах представлены фото сервировки стола. Игроки должны найти на слайдах ошибки и объяснить, как надо правильно сделать.
- ребёнок низко наклоняется над тарелкой
- ребёнок неправильно держит ложку
- ребёнок наклоняет тарелку к себе, а не от себя
- мебель не соответствует росту ребёнка
- тарелка со вторым блюдом поставлена одновременно с первым
- чашки поставлены без блюдец
- края скатерти лежат на стуле
- хлеб не накрыт салфеткой.
В заключении игрокам предлагается самим выполнить правильную сервировку своего стола.
3 тур – Сервировка стола.
Вы должны правильно расположить приборы на столе?
Материал для инсценировки: посуда для сервировки стола.
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем, есть второе,
Будет с вилкой нож дружить
4 тур. Как осуществляется подача блюд и прием пищи в обед?
осуществляется в следующем порядке:
- во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;
- разливают III блюдо;
- в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);
- подается первое блюдо;
- дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);
- по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;
- дети приступают к приему первого блюда;
- по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;
- подается второе блюдо;
- прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.
- после приёма пищи полоскание рта.
5 тур–«Народная мудрость»
Закончи пословицу:
1. Ешь пирог с грибами… (а язык держи за зубами).
2. К обедне ходят по звону… (а к обеду по зову).
3. Матушка рожь кормит всех сплошь… (а пшеничка – по выбору).
4. Сухая ложка… (рот дерет).
5. Голод не тетка (пирожка не подсунет).
6. Ножик туп – хозяин глуп, скатерть черна -… (хозяйка глупа).
7. Без соли, без хлеба…. (худая беседа).
8. Не единым хлебом… (жив человек).
Инсценировка «За столом»
Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.
Материал для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
Ход инсценировки:
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т. д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника воспитателя», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а также отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы, применяемые «воспитателем».
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Подведение итогов.