Жанна Панарина
Деловая игра для педагогов «Развитие речи — важная составляющая развития дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»
важная составляющая
развития дошкольников»
Подготовили:
Учитель-логопед Панарина Жанна Викторовна
Публикация «Деловая игра для педагогов „Развитие речи — важная составляющая развития дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учитель-логопед Вознюковская Оксана Владимировна
Сентябрь 2021г.
Деловая игра для педагогов
«Развитие речи - важная составляющая развития дошкольников»
Цель игры: развитие коммуникативных качеств педагогов.
Задачи:
• формирование педагогической компетентности педагогов в области развития речи дошкольников;
• совершенствование навыков логического мышления.
Материалы:
• деревянное дерево;
• 8 картонных яблок с вопросами (к 1 заданию);
• черный ящик;
• 2 репродукции картин (для 5 задания);
• мультимедийное оборудование;
• презентация;
• музыкальная подборка
Педагоги путем жеребьевки делятся на 2 команды.
Ведущий: Уважаемые коллеги рады видеть вас на деловой игре "Развитие речи - важная составляющая развития дошкольников" (знакомит с целью и задачами игры).
Правила игры:
- Уметь слушать других.
- Вырабатывать общее решение вопроса.
- Принимать активное участие в игре.
- Не оспаривать оценку жюри.
- Соблюдать культуру речи и тактичность.
I задание «Теория тоже важна»
Ведущий: Приглашаем по представителю от каждой команды выйти к нам. Сейчас каждый из вас «сорвет яблочко» с дерева и команда должна будет ответить на вопрос, который там задан. Для каждой команды по 4 вопроса:
1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
(развитие словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей к обучению грамоте, развитие речевого дыхания, выразительности)
2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?
(развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи)
3. Что такое диалог?
(диалог - это разговор двух и более людей, также диалогом называют литературное произведение в форме разговора)
4. Что такое монолог?
(монолог (от греч. monos один и logos речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращенная к слушателям или к самому себе)
5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).
8. Как называется устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
Ведущий: Всем нам известно, что речь педагога влияет на речевое развитие ребенка, т. к. она является образцом для подражания. Но также замечено, что речь не читающего человека очень скудная и бедная.
Есть такое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». И это, безусловно, правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний и не нагружает мозг так, как нужно было бы. Все благодаря тому, что книга обучает «культуре ума», принуждает глубже мыслить, тренирует внимание, наполняет память и дисциплинирует ум.
У человека, который не приучен читать, ограниченный малый словарный запас, а в разговоре проскакивают слова-паразиты, вроде «ну», «это», «вот» и т. д. А, читая, человек становится более грамотным, ведь он неосознанно запоминает верное написание слов и употребление их в предложении.
II задание «Литературная страница»
Ведущий: А сейчас мы узнаем самого читающего коллегу.
Отвечает тот, кто быстрее других поднимет руку!
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
1. Автор сказки «Красная Шапочка» (Шарль Перро)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок» («Рукавичка»)
3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей (Николай Сладков, Виталий Бианки, Евгений Чарушин)
4. Автор сказки «Гадкий утенок» (Ганс Христиан Андерсен)
5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей (Корней Иванович Чуковский)
6. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные («Гуси-лебеди»)
7. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка»)
8. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)
9. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи»)
10. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Павел Петрович Бажов)
11. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Петр Павлович Ершов)
12. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Е. Чарушин)
III задание «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов).
Ведущий: Команды, вам предлагается набор слогов, в которых зашифрованы русские народные сказки (на слайде).
• Кашечрохав («Хаврошечка»)
• Боклоко («Колобок»)
• Зоркомо («Морозко»)
• Човокамйюд («Дюймовочка»)
• Дыродйом («Мойдодыр»)
• Гукаснероч («Снегурочка»)
• Комерет («Теремок»)
• Щеинакатар («Тараканище»)
Командам раздаются по слову: Хаврошечка и Дюймовочка. Необходимо составить как можно больше слов.
Выигрывает команда, у которой получается составить самое длинное слово.
Ведущий: В требованиях к речи педагога имеется пункт, который говорит о том, что речь педагога должна быть выразительной. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Педагогу необходимо владеть различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., т. е. каждый педагог детского сада должен быть театралом. И следующее задание:
IV задание «Театральная страница»
Ведущий: Каждой команде нужно показать сценку-пантомиму любой детской сказки так, чтобы команда противников могла узнать ее (при этом использовать только мимику и пантомиму). Сказку выбираете сами. На подготовку 2 минуты.
V задание «Черный ящик»
Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
Внимание, черный ящик…
В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Прослушав описательный рассказ противоположной команде надо отгадать название картины и ее автора. Соответственно, команда, которая описывает картину, не должна называть прямо то, что на ней изображено. Например, «здесь изображена девочка, а на столе перед ней лежат персики».
Подведение итогов деловой игры.
Ведущий благодарит педагогов за участие.