Марина Тленкопачева
Деловая игра для педагогов «Путешествие в художественно-эстетический мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. п. Залукокоаже Зольского муниципального района
«Путешествие в художественно-эстетический мир»
Воспитатель: М. Х. Тленкопачева
2023год.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
Публикация «Деловая игра для педагогов „Путешествие в художественно-эстетический мир“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры.
Содействовать развитию педагогического мастерства и творческого потенциала в сфере художественно-эстетического направления.
Интегрировать творческий потенциал педагогов в развитие дошкольного образования.
Участники деловой игры - педагоги всех возрастных групп ДО.
Ход игры:
Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить. Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично. Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Предлагаем поиграть в игру своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественному творчеству, формированию культуры. Итак, предлагаем вам отправиться в путешествие по стране художественного творчества.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам вытянуть жребий, для того, чтобы определить кто к какой команде относится. Те у кого жребий жёлтого цвета – ваша комнда «Золотая хохлома», голубой – «Сказочная гжель».
Разминка: Каждой команде раздаём карточку с определением термина изобразительного искусства. Нужно определить что это за термины? (время 5 мин)
«Золотая хохлома»
Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)
Объект изображения (натура)
Деревянный станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска (мольберт)
Краска, для изготовления которой используются водорастворимые связующие (акварель)
Жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора (карикатура)
«Сказочная гжель»
Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)
Один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства, представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в оправе (деревянной, металлической, пластиковой) (карандаш)
Краска, создающая матовую непрозрачную поверхность (гуашь)
Искусство строительства и украшения зданий (архитектура)
Произведение живописи, графики или скульптуры небольших
размеров, бегло и быстро исполненное художником (набросок)
Изделия из глин и их смесей, закрепленные обжигом (керамика)
Первая остановка «Мозговой штурм»
Вопросы задаются двум командам одновременно, за правильный ответ команда получает оценочную фишку.
Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
Вторая остановка «Угадай-ка»
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки, на котором все посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)
Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка.)
Итак, ярмарка эта называется свистуньей.
Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»
Вопросы задаются двум командам одновременно, за правильный ответ команда получает оценочную фишку.
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? (Пейзажист; Маринист; Анималист)
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению человека? (Маринист; Анималист; Портретист)
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? (Маринист; Пейзажист; Портретист)
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению животных? (Пейзажист; Маринист; Анималист)
Четвёртая остановка «Найди пару»
Каждая команда получает карточки с фамилиями художников и с названиями картин. Подобрать правильно художника, название картины и соответствующую репродукцию картины.
В. М. Васнецов «Три Богатыря»
К. П. Брюллов «Всадница»
В. М. Васнецов «Алёнушка»
Ф. П. Решетников «Опять двойка»
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
В. Г. Перов «Охотники на привале»
И. И. Шишкин «Рожь»
И. К. Айвазовский «Девятый вал»
И. И. Шишкин «Утро в лесу»
И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»
Динамическая пауза «Пантомима»
Команда показывает знаменитую картину – остальные должны отгадать, что это за картина. Игроки самостоятельно выбирают название картины.
Пятая остановка «Поразмышляй-ка»
Командам предлагается по две ситуации. Поразмышляйте над каждой ситуацией и дайте свои ответы
«Золотая хохлома»
•Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
•Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
«Сказочная гжель»
•Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.
•Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?
Практическая работа
Участникам команд нужно нарисовать коллективные рисунки на тему «ЗИМА» и презентовать их!