Анна Куратова
Деловая игра для педагогов «Позитивная социализация дошкольника — путь его успешного развития»
Цель: Содействовать развитию педагогической компетентности,
творческой активности педагогов, развитию навыков позитивной
социализации дошкольников.
Задачи:
1. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в
области социально-коммуникативного развития.
2. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3. Уточнить знания и умения педагогов по проблеме реализации
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в
соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Позитивная социализация дошкольника — путь его успешного развития“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход игры
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с вами на деловую игру. Предлагаю всем разделиться на 2 команды. Предлагаю придумать название каждой команде и девиз, а также выбрать капитана своей команды.
1. Чтобы настроится на работу, я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу:
- Если педагог – это цвет, то какой?
- Если педагог – это геометрическая фигура, то какая
- Если педагог – это настроение, то какое?
- Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
- Если время года, то какое?
-Если педагог – это вид спорта, то какой?
-Если педагог – это цветок, то это…
-Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
- Если педагог – игра, то какая?
- Если педагог – это планета?
2. Блиц-турнир:
1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5) перечислите их (слайд);
2. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
3. Выберите из предложенных задач, только те которые относятся к социально-коммуникативной области:
1. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2 .развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
3. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
4. владение речью как средством общения и культуры;
5.становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
6. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
7. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
8. становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами;
9. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
10. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
11. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3. Разбери ситуацию. «Дай ответ»
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.
1часть ситуации. (1команда) «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли. Почему?
2 часть ситуации - «Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т. д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т. п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило развитию игры?
1 часть ситуации: (2 команда) «Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т. п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему?»
2 часть ситуации: Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т. д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило развитию игры?
4. «Педагогические пазлы»
Задание: составить фразу из слов и сочетаний за 5 минут.
1. ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.
2. Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
3. Цель социальных проектов – включение семьи, педагогов и детей дошкольного возраста в разнообразные виды деятельности, позволяющие дошкольникам приобрести опыт социальной активности.
Все пазлы взаимосвязаны. Первый пазл говорит нам о позитивной социализации ребёнка, второй раскрывает понятие, что такое позитивная социализация, а третий нас подводит, к решению, как создать условия для позитивной социализации ребёнка. Это, конечно же, социальный проект в котором, мы можем задействовать все виды деятельности.
В проекте мы можем выделить несколько направлений позитивной социализации личности дошкольника: нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.
Самое главное, что должен учесть педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
4. Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Уважаемые коллеги, наша деловая игра подходит к завершению и я прошу вас-: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев вашей ладошки.
(Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.)
Позитивная социализация дошкольника —это путь его успешного развития!
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за плодотворную работу. Всем хорошего настроения и удачи во всем!