Надежда Викторовна Картунова
Деловая игра для молодых специалистов «Путь к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов.
Задачи:
• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.
• Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.
• Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.
• Предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.
Публикация «Деловая игра для молодых специалистов „Путь к успеху“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование : повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, баночки с водой, листы с заданием на каждого участника, чемодан.
Ход мероприятия.
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.
Ход упражнения
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми «своим способом» : «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Упражнение можно повторить несколько раз, каждый из участников смог побывать в разных ролях.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2. В какой роли вам было удобнее и почему?
3. В жизни отвечаете ли вы взаимностью, когда с вами здороваются непривычным для вас способом?
4. Какие чувства вы при этом испытываете?
2. Упражнение «Я рад тебя видеть.»
Цель: определение положительных сторон участников.
Ход упражнения
Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что.». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять упражнение?
2. Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
3. Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть.»?
3. Викторина
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль детского сада в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)
5. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
6. 3 задание: расшифруйте аббревиатуры:
ДОУ, ФГОС, САНПИН, МБДОУ, НОД, ХБТ, ЧХЛ.
4. Упражнение «Слепой и поводырь»
Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника.
В помещении расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников на глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с помощью инструкций.
После выполнения упражнения задаются вопросы:
– как себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
– какие были трудности в процессе выполнения задания?
– какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?
5. Упражнение: «Пантомима»
Педагог предлагает разделиться по парам.
Правила: показать мимикой или жестами, то, что написано на карточке:
-проспал на работу;
-на ковре у заведующей;
-укладывает детей спать, а дети не слушаются;
-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;
-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;
-вы уговариваете ребенка покушать;
-вы переходите дорогу с воспитанниками;
-в детском саду сработала пожарная тревога;
-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;
- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату;
- вас уволили с работы.
Вопросы:
1. Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
2. Что схожего между Вами и выбранной звездой?
3. Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
4. Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
5. Где было легче, показывать или отгадывать?
6. Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее».
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
Начать процедуру можно следующим образом:
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.
Вопросы, которые могут задаваться:
• Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
• Какая между ними связь?
• Чем отличаются рисунки участников? и т. д.
7. Упражнение. «Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем».
Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.
Вопросы для обсуждения:
• От кого зависит возможность осуществления этих планов?
• В какое время они должны произойти?
• Что может помешать тебе осуществить свои планы?
• Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т. д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.
Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.
8. Упражнение «Чемодан»
Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данном коллективе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.
Рефлексия по кругу.
Участники делятся впечатлением от деловой игры.
Вопросы к молодым педагогам :
1. Изменилось ли ваше представление о себе?
2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
3. Что нового вы узнали о себе?
4. Какие выводы вы сделали для себя?
Педагог-психолог: Картунова Н. В.