Мария Мережникова
Делаем дыхательную гимнастику правильно
▼ Скачать +Заказ
Делаем дыхательную гимнастику правильно.
В течение дошкольного периода ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них нарушение звукопроизношения. Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить правильно дышать.
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития речевого дыхания.
Публикация «Делаем дыхательную гимнастику правильно» размещена в разделах
Цель дыхательных упражнений – формирование правильного дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности, что необходимо как для детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для детей, имеющих нарушения звукопроизношения.
У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены и, как следствие речь приглушена: не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка. Кроме того таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, это часто приводит к нарушению плавности речи (ребёнок вынужден добирать воздух посередине фразы). Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное дыхание.
Дыхательная функция нуждается в тренировке, соблюдая технику выполнения упражнений:
1. Воздух набирать через нос.
2. Плечи не поднимать.
3. Выдох должен быть длительным и плавным.
4. Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно прижимать ладошками).
5. Нельзя много раз подряд повторять упражнения, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.
Продолжительность физиологического дыхания здоровых детей 5-6 лет составляет 8 сек., детей 6-7 лет – 10 сек., а у детей с нарушениями дыхания эти показатели снижаются до 3-8 сек. Данный диапазон длительности речевой активности позволяет подбирать сложность задания в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка.
Ему необходима ваша помощь.
Для развития речевого дыхания полезны упражнения игрового характера:
1. Пузыри в воде. Ребёнок кладёт соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке – лёгкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
2. Свеча. Ребёнок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
3. Погаси свечу. Ребёнок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: «фу-фу-фу».
4. Погрей ладошки. Ребёнок имитирует дутьё тёплым воздухом на озябшие ладошки, произнеся при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х – х – х».
5. Цветочный магазин. Предложите ребёнку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, а на выдохе произнести : «Ах, как пахнет!».
6. Снежные занавески. Ребёнок кладёт соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот, удерживая соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.
7. Карандаш. Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш c гладкой или ребристой поверхностью по столу.
8. Костёр. Перед ребёнком кладётся макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Предлагается раздувать «угасающий» костёр, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
9. Снежинки. Возьми кусочек ваты. Это будет снежинка. Положи ватку на ладонь, а затем сдувай её с руки. Производи выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.
10. Ветерок. Возьми лист бумаги и нарежь узкие полоски, привяжи их к карандашу. Это будет дерево. Подуй на листочки. Когда ветер дует, то листочки колышутся.
11. Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребёнок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
12. Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья. Предложить ребёнку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
13. Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребёнку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребёнок сделал длительный плавный выдох).
14. Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик в тазу с водой.
15. Шторм в стакане. Предложите ребёнку подуть через соломинку в стакане с водой (нужно следить, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижными).
А также можно использовать надувание воздушного шарика, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, рожок, губная гармошка).
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.
Занимайтесь с ребенком регулярно, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам.