Мария Александрова
Конспект занятия по лепке в старшей группе компенсирующей направленности «Декоративный поднос. Жостовская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия («Художественно-эстетическое развитие. Лепка», старшая группа компенсирующей направленности)
Автор-разработчик: М. С. Александрова, воспитатель ГБДОУ д/с № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.
Цель:
знакомство детей с жестовской росписью.
Педагогический замысел (задачи):
1. Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, развивать любознательность, эстетическое восприятие.
Публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе компенсирующей направленности „Декоративный поднос, Жостовская роспись“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Жостовская роспись, подносы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить детей с новым народным творчеством, с изделиями народного творчества – жостовскими подносами.
3. Активизировать словарь по теме (село Жостово, жостовский поднос, элементы жостовской росписи, форма капли).
4. Развивать координацию движений, развитие мелкой моторики рук.
5. Развивать навыки продумывания элементов украшения, чувство цвета, композиции.
Длительность мероприятия:
25 минут.
Предварительная работа:
чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание элементов жостовской росписи.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал:
жостовские подносы, письмо Федоры, образец выполнения работы.
Раздаточный материал:
бумажные заготовки для аппликации (силуэт подноса) – формат 1/2А4, пластилин, стеки, салфетки.
Предполагаемый результат:
развитие творческих способностей детей посредством использования техники пластилинографии.
Дальнейшая работа:
знакомство детей с народными промыслами.
1. Вводная часть
Психологический настрой - 1 мин.
Задачи этапа: Создание атмосферы психологической безопасности.
Установление зрительного контакта и позитивного настроения. Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Воспитатель открывает ладонь, дети кладут на ладонь воспитателя свои ладошки одна на другую (получается «горка» из ладошек). Затем поднять эту «горку» вверх и все вместе сделать по команде «хлопушку». Воспитатель: «Раз, два, три» (на
эти слова дети с воспитателем поднимают руки и тянутся вверх – причем тянутся очень высоко как только
можно достать, не разъединяя рук). «Хлоп!» На слово «хлоп» эта общая хлопушка «хлопает» к
всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».
Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Вера
(Верина ладошка легли в нашу «хлопушку», здравствуй, Саша и т. д. Здравствуй (вся ладонь)».
Дети приветствуют друг друга. Проявляют эмоции.
Результат: Психологическая готовность к совместной деятельности.
Организационный момент - 1 мин.
Задачи этапа: Формирование представлений о предстоящей деятельности и ее задачах (проблемная ситуация).
Воспитатель показывает детям письмо от Федоры, читает его: «Здравствуйте ребята, я пришла к вам из сказки «Федорино горе». Ко мне скоро придут гости из сказки «Репка». Я напекла много пирогов – пышных, румяных. А мне их некуда положить, нужен красивый поднос. Вы можете мне помочь?».
Воспитатель спрашивает, как можно помочь Федоре.
Дети слушают, высказывают свое мнение, предлагают сделать подносы своими руками.
Результат: Настрой на деятельность.
2. Основная часть
Мотивационно-побудительный этап - 1 мин.
Воспитатель: «Я хочу вас познакомить с прекрасными подносами, на которых народные умельцы выращивают удивительные цветы. В конце лета цветы в саду отцветут, а на подносах цветы будут круглый год радовать людей. Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь c улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлет свой привет».
Воспитатель: «Предлагаю изготовить такой живописный поднос».
Дети слушают, рассматривают подносы, иллюстрации.
Результат: Постановка и принятие детьми цели занятия.
Организационно-поисковый этап - 4 мин.
Задачи этапа: Начало выполнения основных задач занятия.
Воспитатель: «А вы знаете, где родина подносов? Как называют село, где изготавливают подносы?»
Воспитатель кратко рассказывает историю жостовского подноса:
«Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Есть во круге много других сёл, но село Жостово знают все. Никто лучше местных умельцев не может рисовать на железных подносах яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы. (Воспитатель показывает образцы).
Какие цветы вы узнали? (Розы, пионы, васильки, Анютины глазки, ромашки, маки). Всё это цветы матушки – природы.
Какую форму могут иметь жостовские подносы? (Они имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные).
Правильно! Изготавливаются подносы из железа, покрываются чёрным лаком. У каждого мастера в Жостово свой стиль. Жостовские подносы вносят в наш дом ощущение праздника. Этот промысел знаменит на весь мир. Немало надо потрудиться мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Хотите попробовать раскрасить поднос также как народные мастера?»
Воспитатель: «Что-то мы засиделись на местах, давайте перед работой немного разомнемся».
Дети высказывают свои предположения, рассматривают иллюстрации, образцы; отвечают на вопросы с опорой на иллюстрации.
Результат: Рассказ об истории происхождения жостовских подносов.
Динамическая пауза - 1мин.
Задачи этапа: Снятие мышечного и психологического напряжения.
Проведение физкультминутки «Головою три кивка». Дети выполняют движения по тексту стихотворения:
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Результат: Снятие напряжения, активизация внимания.
Практическая работа - 15 мин.
Задачи этапа: Продолжение выполнения основных задач занятия.
Воспитатель: «Приступаем к нашей творческой работе. Сегодня мы - жостовские мастера. Художественная мастерская открывается!
Каждый из вас выберет поднос понравившейся формы».
Далее воспитатель показывает, как вылепить цветы и листья: скатать шарики маленького размера (3-4 мм); расставить в центр подноса полукругом. Затем необходимо надавить на шарик подушечкой пальца к центру, придавая форму капли. Чтобы цветок сделать более объемным необходимо скатать шарики другого цвета, расставить их каждый между двумя листьями первого ряда (в шахматном порядке) и также раздавить формой капли. Для сердцевины цветка скатать шарик и поместить в центр цветка. Стекой прорисовываем прожилки. Для листьев нужно взять пластилин светло- или темно-зеленого цвета, скатать шарик и сделать лист.
Дети выбирают листы подходящей формы, по цвету пластилин.
Результат: Овладение практическими навыками работы с пластилином; обучение способам создания образа посредством накладывания пластилина на горизонтальную плоскость.
3. Заключительная часть
Заключительный этап - 2 мин.
Задачи: Подведение итогов занятия, систематизация знаний.
Подведение итогов занятия: совместное рассматривание выполненных работ. Воспитатель: «Какая красота у нас получилась! Все вы постарались на славу. Молодцы.
Чем мы сегодня занимались? Помогли Федоре?
Конечно, смогли помочь, потому что научились Бабушке Федоре Егоровне и ее гостям очень понравятся ваши подносы. А вам какой поднос больше понравился?»
Результат: Положительный эмоциональный настрой на дальнейшую образовательную деятельность.