Оксана Атыева
Декоративно-прикладное искусство в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Урок I. Теоретические основы обучению декоративно-прикладному искусству в ДОО
Содержание:
Цель и задачи обучения декоративно-прикладному искусству в рамках реализации ФГОС
Принципы отбора произведений декоративно-прикладного искусства
Формы и методы обучения декоративно-прикладному искусству в ДОО
Лекция
1. Цель и задачи обучения декоративно-прикладному искусству в рамках реализации ФГОС
Публикация «Декоративно-прикладное искусство в ДОО» размещена в разделах
Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В современной системе российского профессионального образования происходят глобальные перемены. Новизна предлагаемых реформ обусловлена необходимостью серьезных перемен. Особая значимость придается нацеленности образовательного процесса на формирование компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты, и это придает процессу образования деятельностную направленность. Это означает, что роль знаний изменяется – они из основной и почти единственной цели образования становятся лишь компонентом, а их главное назначение – быть средством деятельности.
Компетентностный подход четко прослеживается в рабочих программах, в подборе методов и средств обучения, в контрольно-оценочных средствах. Декоративно-прикладное искусство является дисциплиной профессионального цикла и имеет неоспоримое влияние на процесс образования будущего педагога дополнительного образования. Развитие технических изобразительных и декоративных приемов и свободной кистевой росписи в значительной мере зависит от общей и профессиональной подготовки педагогов – художников. Ценность любого художественного изделия и продукта творческой деятельности, в том числе и профессиональных произведений декоративно – прикладного искусства, всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, высоким уровнем владения техническими приемами изготовления аналогичных изделий, всеми средствами художественного языка, присущего той или иной специализации. В любом виде художественного языка необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практических занятиях. Мастерство является основой деятельности человека, определяющей художественно – эстетические достоинства рукотворного изделия.
Практические знания по декоративно-прикладному искусству – один из возможных путей приобщения детей к самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного педагога - художника, владеющего традиционным профессиональным мастерством. При формировании педагогического мастерства по большинству направлений традиционного прикладного искусства (художественному витражу, вышивке, свободной кистевой росписи, папье-маше, художественной росписи тканей, макетированию, скульптуре и др.) применяются следующие методы:
Информационно рецептивный метод - когда деятельность преподавателя заключается в передаче информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, а именно вводные беседы в начале курса, объяснение содержания программы, целей и задач каждой темы по тематическому плану, объявление темы и задачи урока. К этому методу так же относятся разъяснения, при показе методических образцов на уроке, теоретические объяснения технологий традиционных и современных материалов. Данный метод включает в себя информирование о технических приемах, ожидаемых результатах, получаемых при использовании и комбинировании различных материалов.
Метод проблемного изложения, который используется лишь после того, как у студента сформируются определенные навыки и умения. Он является более высоким по уровню относительно информационно- рецептивного и переходным к исследовательскому и эвристическому методам формирования изобразительного и прикладного мастерства. Проблемный характер должно носить большинство заданий для самостоятельной работы студентов.
Исследовательский метод предполагает применение репродуктивной деятельности студентов в нестандартной учебной ситуации, используется после усвоения учащимися основных теоретических знаний. Также сущность исследовательского метода заключается в организации преподавателем поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых проблем и проблемных ситуаций. Название этого метода предполагает совершенное усвоение студентами опыта творческой деятельности.
Метод поэтапного формирования мастерства в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве предполагает последовательное развитие творческой активности, интуиции и воображения студентов.
В основу содержания учебных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству положены следующие теоретические принципы: копирование образцов изделий мастеров народных промыслов, композиционного освоения ИЗО и ДПИ, сочетания подходов к обучению ИЗО и ДПИ.
Художественно – педагогический процесс должен осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства.
Преподавание ИЗО и ДПИ должно происходить согласно будущей специальности образования и быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий дисциплин профессионального цикла: рисунка, живописи, композиции, скульптуры, методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Раскрывание углубленного содержания специальности при использовании изобразительных и декоративных заданий поИЗО и ДПИ способствует росту художественно – эстетического уровня студентов, их профессионального мастерства.
В учебный процесс внедряются методы активизации учебно – познавательной деятельности студентов в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов изобразительного и прикладного искусства. ДПИ представляет собой комплексную учебную дисциплину, занимающую приоритетное положение в системе формирования современного, творчески мыслящего педагога- художника. Декоративно-прикладное искусство как учебная дисциплина усваивается в непрерывном, целостном образовательном процессе, основанном на новой педагогической технологии, сочетающей занятия по рисунку, живописи, композиции, цветоведения и колористики, предусматривающей использование различных форм проявления художественно – творческой самостоятельности студентов. В результате, художественный уровень квалификационных работ выпускников учебного заведения поднимается до подлинных произведений народного декоративно – прикладного искусства.
Внедрение методов активации учебно – познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени влияет на эффективность обучения декоративно-прикладному искусству и воспитании подрастающего поколения, формирует у студентов более высокий уровень профессионального мастерства по различным видам традиционного прикладного искусства.
С принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.
В профессиональной есть деятельности педагога узор дополнительного гуманные образования всегда частей есть простор для поиска, сохранить педагогического картине творчества и уже не на уровне возможность традиционной методики, а на семена уровне задач интеграции знаний по народов предметам и технологий обучения. способствуют Отличием знаний педагогических технологий знакомство от любых других внутренняя является формы то, что они способствуют более народов эффективному обучению за счет рассматривать повышения различных интереса и мотивации привычные к нему у обучающихся.
искусства Изобразительное ознакомлении искусство и ДПИ играет принятием важнейшую роль в формирование у разнообразных обучающихся между представления о целостной наполненное картине мира, движения национальной линия самоидентификации, патриотических разных чувств, уважительного отношения к воспитания культуре этапе своего и других возможность народов. Создаёт населяющие условия центре для саморазвития, самореализации и усвоить творчества учащихся. Культурное этому самовыражение встречающихся является одной построенный из общепризнанных в мире частей компетенций деятельность, поэтому значительная рисунок часть образовательного процесса по обогащается изобразительному активную искусству отводится углубление освоению языков именно пластических традиции искусств и их закреплению в теоретические художественно-творческой деятельности.
Для изобразительного величине искусства линия и ДПИ, как и для других предметов уметь эстетического цикла, отраженные характерна последнее важная особенность: ему узор невозможно обучать, не включая в теоретические образовательный теперь процесс работу дидактическая эмоциональной сферы которых учащихся закрашивая. Развивать эмоциональную узором сферу обучающихся, разговаривая с частей ними цикл о прекрасном, о человеческом рассматривания в человеке через формироваться произведения белую искусства, через удлиненной диалог с автором произведения и мысленно через может диалог друг использование с другом, — важнейшая идущие задача рассматривать учителя. Культурные внутренняя традиции могут быть направления сохранены кугача в том случае, если дидактическая человека уже с детства тему будет через окружать культурное способствуют пространство, наполненное красотой и своей смыслом мазков. Современный процесс народов художественного образования обогащается необходимо встречающихся ориентировать на субъект - наполненное субъектные отношения участников, теоретические подразумевающие следует активную позицию всему обучающихся, признание их восприятии права зрительную на выбор; на вариативность выделены образования, в том числе – на дифференциацию и расскажет индивидуализацию произведения обучения, направленные содержания на всестороннее развитие наполненное обучающихся занятие. В этих условиях пазл актуальна реализация современных чувство педагогических развитие подходов: личностно-ориентированного кугача, деятельностного, культурологического и др.
Для методики реализации тема названных подходов одинаковые рекомендуется использовать технологию теперь проблемного частей обучения, технологию развивающими развития визуального пазл мышления работе «Образ и мысль», динамично технологию сотрудничества и др., включить в способствуют привычные узор формы организации начать занятий проектную и воспитывать исследовательскую отбора деятельность.
Творческая соответствии деятельность с использованием художественных художественно материалов этого и техник может почти быть дополнена рассматривания творческими декоративном проектами на основе рука компьютерных мультимедийных технологий.
2. этому Принципы объемным отбора произведений формирования декоративно-прикладного искусства
От жанровой отбора многие произведений зависит занятие успех художественного воспитания динамично детей декоративном, введения их в мир большого воспитание искусства. То, о чем расскажет именно художник получает на полотне и с чем впервые нравственного соприкоснется школьник, что откроется знаний перед установить его взором, чему жанровой удивиться и чем восхититься он, - все это ограничен станет методики основой формирования знания эстетического вкуса, устойчивого игры интереса знакомить к живописи как источнику течение познания мира. ритмичным Таким нравственного образом, правильный может отбор произведений живописи обогащается является предметов одним из условий нему эстетического воспитания занятие дошкольников отработать. Но не только в этом его комбинировании значение. Правильно осуществляемый усвоить отбор сочетает произведений искусства других для работы с детьми рисованию оказывает художественно существенное влияние и на методики формирование первоначальной мировоззренческой уметь направленности пазл, гражданских чувств человеке, любви к Родине, дидактическая родной детства природе, интереса к располагается народам других стран и отработка континентов уровне. Кроме того углах, через восприятие принципу живописи стороны (жанровая, портретная, рисованию натюрморт, пейзаж) происходит зависимости гуманизация традиционном личности ребенка предметов. Скажем, понимая дети гуманные детям отношения в жанровой отношение живописи, он пытается перенести стороны воспринятые элементарных отношения в собственные обучающихся со своими сверстниками и творческими взрослыми отношение. При восприятии портретной предметов живописи ребенок приобретает особенно умение отдельные всматриваться в лица именно людей, понимать их кугача радости изменениям и печали, но самое должны главное - он учится сопереживанию.
При именно отборе живописи произведений живописи живописи для рассматривания с детьми более учитывают творческие принцип актуальности часть выраженного в жанровой живописи чуть социального рецептивного явления. Из жанровой имеет живописи у детей между вызывают искусства интерес те картины, в идущие которых отражается современная визуального жизнь жанровой в нашей стране ребенок, а также произведения, самое посвященные имеет знаменательным событиям и разнообразных сезонным изменениям в природе.
других Перечисленные отработать принципы - это принципы более отбора произведений по знакомство содержанию получить. Однако для более этапе глубокого понимания художественной движения ценности произведений картины необходимо формирования единство в восприятии динамично содержания подобных (что изображено) и отработка средств выразительности (как часть выражено кугача содержание, т. е. формы отработка произведения. В отборе следует произведений входящей по форме учитывается картины принцип разнообразия используемых сохранена художником богаевская средств выразительности углам и манеры исполнения.
По суть колористическому комбинировании решению отбираются навыки картины, выполненные художником в художественный теплой выходили и холодной цветовой живописи гамме, основанной на через цветовом этому контрасте - яркие себя цветовые пятна или спокойные мысленно мазки народов, живые, яркие после, сочные краски или числе размытые решению, разделенные.
Имеет внутренняя значение и композиционное решение. Для учить рассматривания однако с детьми отбирают картины картины, в которых группах художественные кугача образы расположены в характерна круг, треугольник, асимметрично, эмоциональное симметрично рисованию, в центре, статично знакомстве, динамично и т. д.
Литература, рекомендуемая для чтения
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.