Елена Нестерова
Декоративная лепка «Ажурный ключ» по мотивам каслинского литья с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративная лепка «Ажурный ключ» по мотивам каслинского литья с детьми 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Виды детской деятельности: Продуктивная, речевая, познавательная
Цели: Продолжать знакомить детей с изделиями каслинских мастеров. Передавать красоту изделия в лепке. Совершенствовать умение использовать разные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес и уважение к труду каслинских мастеров.
Публикация «Декоративная лепка „Ажурный ключ“ по мотивам каслинского литья с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: умеет создавать узор по мотивам каслинского литья, добивается правильной передачи элементов узора.
Создает узор, используя фризовую и линейную композицию. Знаком с произведениями декоративно-прикладного искусства Южного Урала: литьём.
Понимает художественный язык народного искусства. Различает вид изобразительного искусства: скульптура. Понимает выбор средств выразительности в соответствии с замыслом художника-скульптора, выражает собственное мнение по поводу произведений искусства, формулирует эстетические суждения.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: способен самостоятельно действовать. Умеет работать по образцу. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие.
Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции. Проявляет бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
Средства ОД:
Наглядные: показ, демонстрация, рассматривание вариативных образцов
Словесные: художественное слово, рассказ, вопросы, пояснения, поощрения
Игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация
Материалы и оборудование: силуэты каслинских ключей, вырезанные из бумаги, черный пластилин, влажные салфетки, простые графитные карандаши. Вариативные образцы педагога 2-3. Таблица с элементами каслинского узора. Воздушные разноцветные шары, конверты для ключей.
Предварительная работа: Беседа об истории возникновения каслинского промысла. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства мастеров из города Касли. Дидактическая игра «Узорных дел мастера». Чтение рассказов. Рисование узора на полосе-кайме. Украшение бокала каслинским узором.
Ход. Организационный момент
– Дети, проходите, на убранство поглядите. Комната у нас большая, да красивая какая! Как много красивого кругом: и столы, и стулья, и шторы.
Ребята, обратите внимание на волшебный цветок. Показ чаши в виде цветка. Вы угадали, откуда он появился? (Сделали его мастера из города Касли)
Давайте подойдем и прикоснемся к нему.
Тактильное и визуальное обследование
Из чего сделан этот цветок? (из чугуна)
Где сделан этот цветок?
– А что вы знаете еще о каслинских изделиях?
Какого они цвета? (черные, блестят, как лакированные)
Чугун хорошо льется, когда его подогревают - поэтому это изделие называется литье.
Где же это литье сделано? (В Каслях, поэтому называется каслинское литье)
Рассказы детей о каслинском промысле.
Чего только не делают в Каслях! Художественные изделия из чугуна, скульптуры, садовые столики, решетки, подносы, вазы. Все изделия каслинских мастеров удивительно красивы!
Украшают изделия различными узорами из сеточек, полосочек, цветов, листочков. изображением сказочных животных, птиц. Очень затейливые, нарядные получились изделия.
На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Урале.
– Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, какое изделие бы вы хотели украсить на радость людям?
Показ и рассматривание ключа, выполненного каслинскими мастерами.
-Можно ли открыть таким ключом дверь?
-Для чего можно использовать этот ключ?
Итак, сказка продолжается:
Ходит сказка у ворот, водит с нами хоровод. Подарила для игры разноцветные шары. (Дети в кругу, взявшись за руки, водят хоровод)
Воспитатель разбрасывает шары. Дети берут по одному шару. А теперь ищи столы, где такие же шары. Дети подходят к столам, где лежат шары нужного цвета с подготовленным оборудованием для лепки.
Интересно, что же здесь? Шар волшебный дай ответ, ты раскрой нам свой секрет! Педагог достает из конверта силуэт ключа, украшенного узором.
- На что похожи элементы узора?
-Какого цвета? (черного)
Частичный показ приемов лепки
Обсуждение последовательности выполнения задания: сначала нарисовать узор простым карандашом, потом этот узор выложить пластилином.
Мастера, скорей за дело,
Украшайте ключик смело.
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Педагог подходит ко второму столу.
Достает второй ключ (вариативный образец)
Вот листок, а здесь цветок и красивый завиток!
Нам понятно очень дружно,
Как украсить ключик нужно!
Дети садятся за столы.
Мы находимся с вами в художественной мастерской, а вы художники. И сегодня вы будете украшать сказочные ключи.
Давайте вспомним приемы лепки, которые вы будете использовать при украшении (раскатывание, скатывание, сплющивание)
Указание: При выполнении работы вы должны быть аккуратными.
Обратите внимание на таблицу с элементами каслинского узора.
Каждый может украсить свое изделие любым узором из тех, что изображены на таблице, но можно и самим придумать необычный узор. В процессе работы помогаю советом, напоминанием.
Пальчиковая гимнастика:
Юные волшебники
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно украшать,
И узоры создавать.
Итог
На каком ключе правильно расположен узор?
На каком ключе еще правильно расположен узор? Почему?
Выберите ключ с самым красивым узором. Почему вы так считаете?
Какие элементы декора использованы?
Какой ключ наиболее удачный по технике выполнения?
Что нового вы сегодня узнали?
Чему вы сегодня научились?
Вот и кончилась игра,
Молодцы, мастера!
Недаром доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Любуясь выполненной работой, говорили: «Мастер золотые руки».
Какие вы знаете пословицы и поговорки?
- Красна птица пением, а человек умением.
– Хорошая работа два века живет.
– Дерево дорого плодами, а человек делами.
– Жизнь дана на добрые дела.